«Внедрении модели формирования метапредметной компетентности обучающихся
в условиях цифровизации образования (вторая ступень общего среднего образования)»
«Внедрении модели формирования метапредметной компетентности обучающихся
в условиях цифровизации образования (вторая ступень общего среднего образования)»
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Инструктивно-методическое совещание «Нормативное правовое обеспечение инновационной деятельности учреждений образования Республики Беларусь» |
август 2023 |
|
2. |
Педагогический совет «Анализ работы учреждения образования в 2022/2023 учебном году. Особенности организации образовательного процесса, обусловленные реализацией инновационного проекта в 2023/2024 учебном году» |
август 2023
|
Третьякова С.А. Приставко Н.Г. Усова О.Д. Космачева И.А Лавренова А.В. |
3. |
Совещание с участниками творческой группы учителей «О планировании и организации методической работы с учителями в условиях реализации инновационного проекта» |
август 2023 |
Приставко Н.Г.
|
4. |
Обсуждение направлений инновационной работы в рамках заседаний учебно-методических объединений. |
август 2023 |
Приставко Н.Г. члены методического совета |
5. |
Разработка программы психолого-педагогического сопровождения реализации инновационного проекта |
август 2023 |
Глинко Ю.В. |
6. |
Издание приказа «Об организации инновационной деятельности в школе в 2023/2024 учебном году» на основании приказа Министерства образования Республики Беларусь |
август 2023 |
Третьякова С.А.
|
7. |
Разработка плана работы творческой группы учителей с учетом темы инновационного проекта |
август 2023 |
Приставко Н.Г.
|
8. |
Составление индивидуальных планов работы по реализации инновационного проекта |
Август, сентябрь 2023 |
Участники инновационного проекта |
9. |
Проведение мониторинговых исследований |
сентябрь-октябрь 2023 |
Приставко Н.Г. Глинко Ю.В. |
10. |
Самообразование по темам педагогических исследований |
в течение года |
Участники инновационного проекта |
11. |
Заседание методического совета. Обсуждение вопроса «Основные направления методической работы с целью повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросе формирования метапредметных компетенций учащихся на II ступени общего образования в условиях цифровизации образования в 2023/2024 учебном году» |
сентябрь 2023 |
Приставко Н.Г.
|
12. |
Заседание творческой группы «Метапредметный подход в обучении» |
Октябрь 2023 |
Приставко Н.Г.
|
13. |
Ведение дневников участниками инновационной деятельности |
не реже 1 раза в неделю |
Участники инновационного проекта |
14. |
Индивидуальные и групповые консультации по теме инновационного проекта, ведению документации |
1 раз в месяц |
Приставко Н.Г.
|
15. |
Взаимодействие с консультантами инновационного проекта |
в течение года |
Приставко Н.Г.
|
16. |
Организация работы постоянно действующего семинара «Формирование метапредметной компетентности учащихся на второй ступени общего среднего образования в условиях информатизации образования» |
октябрь, декабрь 2023, март 2024 |
Приставко Н.Г.
|
17. |
Проверка ведения дневников участниками инновационного проекта |
январь 2024, март 2024 |
Приставко Н.Г.
|
18. |
Участие участников инновационного проекта в семинарах, мастер-классах, конференциях различного уровня |
в течение года |
Участники проекта |
19. |
Ведение рубрики «Инновационная деятельность» на официальном сайте школы |
в течение года |
Приставко Н.Г. |
20. |
Фестиваль методических идей (открытые учебные занятия, мастер-классы, методические практикумы, уроки для взрослых) |
февраль 2024 |
Приставко Н.Г.
|
21. |
Заседание методического совета по подведению итогов реализации инновационного проекта |
март 2024 |
Приставко Н.Г. члены методического совета, творческой группы |
22. |
Проведение выходной диагностики уровня сформированности метапредметной компетенции учащихся |
март 2024 |
Глинко Ю.В. |
23. |
Подготовка справки о результатах реализации инновационного проекта |
до апреля 2024 |
Приставко Н.Г.
|
24. |
Подготовка отчетов о выполнении индивидуальных планов работы участниками инновационного проекта |
май 2024 |
Участники инновационного проекта |
25. |
Анализ эффективности внедряемых с целью формирования метапредметной компетентности технологий и разработанного дидактического обеспечения |
Апрель, май 2024 |
Приставко Н.Г., участники инновационного проекта
|
26. |
Обобщение индивидуального и коллективного опыта, сформировавшегося в процессе реализации проекта. |
Апрель, май 2024 |
Приставко Н.Г., участники инновационного проекта |
27. |
Оформление созданных материалов, подготовка к ознакомлению педагогической общественности с полученными результатами. |
Апрель, май 2024 |
Участники инновационного проекта |
28. |
Разработка методических рекомендаций, раскрывающих возможности внедрения модели формирования метапредметной компетентности учащихся на II ступени общего среднего образования в условиях цифровизации образования. |
Апрель, май 2024 |
Участники инновационного проекта
|
29. |
Рефлексивные совещания с участниками инновационного проекта |
1 раз в месяц |
Приставко Н.Г.
|
30. |
Самообразование по темам педагогических исследований |
в течение года |
Участники инновационного проекта |
31. |
Повышение квалификации участников инновационного проекта |
в течение года |
Приставко Н.Г.
|
32. |
Участие участников инновационного проекта в семинарах, мастер-классах, конференциях |
в течение года |
Участники инновационного проекта |
33. |
Организация тематических обзоров литературы, публикаций, интернет-материалов по теме инновационного проекта |
в течение года |
Приставко Н.Г., Витковская Ю.Л. |
34. |
Создание и пополнение банка методических материалов по формированию метапредметных компетенций учащихся на II ступени общего образования в условиях цифровизации образования |
в течение года |
Приставко Н.Г. участники инновационного проекта |
35. |
Организация образовательного процесса на основе модели формирования метапредметных компетенций учащихся на II ступени общего образования в условиях цифровизации образования |
в течение года |
Приставко Н.Г. учителя-участники инновационного проекта |
36. |
Создание банка планов (дидактических сценариев, технологических карт) учебных занятий, цифровых образовательных ресурсов, ориентированных на формирование метапредметных компетенций учащихся на II ступени общего образования |
в течение года |
Приставко Н.Г. учителя-участники инновационного проекта |
37. |
Размещение материалов инновационной деятельности на сайте учреждения образования и в СМИ |
в течение года |
Приставко Н.Г.
|
свернуть
В период с 27 февраля по 15 марта в учреждении образования прошел фестиваль педагогического мастерства (панорама открытых учебных занятий и внеклассных мероприятий) «Вершина творчества учителя». В рамках фестиваля педагоги-инноваторы провели открытые занятия, где поделились опытом по формированию метапредметных компетенций обучающихся
свернуть
31 января 2024 года на базе учреждения образования проведено заседание школы совершенствования профессионального мастерства учителей иностранных языков Первомайского района г.Витебска "Современный урок иностранного языка: его составляющие, критерии успешности". Учителя английского языка Дубовская Л.Н, Степанова М.С. в рамках РУМО провели мастер-класс по проектированию учебного занятия с использованием современных методов и средств обучения, которые способствуют развитию коммуникативной компетенции учащихся на учебных занятиях по английскому языку. Булатов Г.С. продемонстрировал открытое учебное занятие «Обычаи и традиции Великобритании»
свернуть
В учреждении образования прошел мастер-класс для педагогов «Создание средств визуализации с помощью онлайн-сервиса TIMLIN JS».
свернутьПродолжается работа по реализации инновационного проекта с целью формирования метапредметных компетенций учащихся в условиях цифровизации образования (вторая ступень общего среднего образования)
Продолжается создание методической копилки планов (дидактических сценариев, технологических карт) учебных занятий, цифровых образовательных ресурсов, ориентированных на формирование метапредметных компетенций.
Педагоги учреждения образования опубликовали статьи в сборнике по итогу работы международной научно-практической конференции на базе «Международного института науки и инноваций»: «Спосабы намінацыі і звароту да асоб жаночага полу ў фальклорных творах (на матэрыяле тэлеперадачы «Нацыянальны хіт-парад» (Щеглова А.В.); «Роль государственной политики Республики Беларусь в области исторического образования в процессе реализации гражданско-патриотического воспитания молодёжи в средней школе» (Кузнецов И.В.); «Краеведческая составляющая в преподавании иностранного языка в школе» (Зенькова Д.А.); «Развіццё ўніверсальна-лагічнай і камунікатыўнай кампетэнцый праз візуалізацыю вучэбнай інфармацыі на ўроках беларускай мовы» (Антипенко Т.Г.).
Педагоги школы приняли участие в обучающих семинарах «Стратегии эффективного обучения: коучинговые инструменты в образовательном процессе», «Технология EduScrum на уроке: основные принципы и алгоритм реализации», «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения как способ формирования ключевых компетенций». Материалы семинаров были заслушаны на заседаниях учебно-методических объединений.
свернуть04.11.2023 в учреждении образования прошел педагогический совет «Формирование метапредметных компетенций на уроках и во внеурочной деятельности». Педагогами были рассмотрены требования к современному уроку, основные методические принципы современного (метапредметного) урока, подходы к оцениванию метапредметных результатов. Участники инновационного проекта презентовали опыт по следующей тематике
- «Формирование метапредметных компетенций на уроках английского языка» - учитель английского языка Стурченко Надежда Юрьевна,
- «Развіццё універсальна-лагічнай і камунікатыўнай кампетэнцый праз візуалізацыю вучэбнай інформацыі і тэкстаў на ўроках беларускай мовы» - Антипенко Татьяна Германовна, учитель белорусского языка и литературы
- «Развитие нравственной, интеллектуальной, эмоциональной и эстетической сферы личности на уроках русского языка и литературы» - Малюченко Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы
- «Использование цифровых ресурсов на учебных занятиях по информатики для формирования коммуникативной и информационной компетентностей у учащихся» - Ястребов Николай Иванович, учитель информатики
свернутьВ учреждении образования для педагогов прошел семинар-практикум «Формирование метапредметных компетенций на уроках и во внеурочной деятельности» с целью совершенствования профессионального мастерства педагогов по развитию предметных и метапредметных компетенций учащихся посредством использования визуализации учебного материала в синтезе с методами и приемами других педагогических технологий.
На семинаре были рассмотрены особенности метапредметного занятия, технологии, способствующие формированию метапредметных компетенций. Педагогами были рассмотрены следующие проблемные ситуации:
Я иду на метапредметный урок. Что я должен учитывать?
Какая внеурочная деятельность способствует формированию метапредметных умений? Каким образом?
свернуть
Цель инновационного проекта:
Выявить механизмы формирования у обучающихся на второй ступени общего среднего образования метапредметной компетентности в условиях цифровизации образования.
Задачи инновационного проекта:
свернуть
Гелясина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательного менеджмента Витебского государственного университета имени П. М. Машерова
свернутьПодготовительный этап (март 2022 года – август 2022 года)
Организационный (сентябрь-октябрь 2022 года)
Реализационный этап (ноябрь 2022 года – март 2024 года)
Рефлексивно-аналитический этап (апрель – май 2024 года)
Формирование метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования рассматривается в качестве целевого ориентира, результата и необходимого фактора, обуславливающего повышение качества образования и достигается через реализуемые в единстве педагогические условия:
1) придание образовательному процессу таких характеристик как: гуманизм, вера в силы ребенка ориентация на его личностные потребности, продуктивность, событийность, контекстность, персонифицированность, многообразие культурных практик, самостоятельности, активности, педагогической поддержки;
2) обеспечение ориентации образовательного процесса на становление субъектности обучающихся, прирастающей от пятого к девятому классу и учебной самостоятельности обучающихся;
3) обогащение содержательного наполнения образования для обеспечения его культуросообразности, вариативности, опережающего характера, аксиологичности, интегрированности предметной и метапредметной составляющих, деятельностного характера;
4) разработка метапредметной составляющей содержания образования;
5) создание технологического обеспечения образовательного процесса, представленного информационно-компьютерными, исследовательскими, проектными, интерактивными, кооперативного обучения, рефлексивными, проблемного обучения; формирования умственных действий, формирования научных понятий, основанными на использовании моделей и схематических изображений, а также технологиями более узкого «функционального спектра»;
6) организация работы обучающихся с различными формами фиксации научного знания (факты, понятия, законы, теории, научные методы, вопросы, задачи, проблемы, гипотезы, модели, схемы) и способами его получения;
7) погружение обучающихся в разнообразные культурные практики через вовлечение в разнообразные виды деятельности;
8) цифровую трансформацию образовательного процесса путем создания и внедрения цифровых образовательных ресурсов, разработанных на основе эпистемологических сценариев.
Социально-экономический эффект от внедрения проекта заключается
а) в возможности обеспечить качество образования на второй ступени общего среднего образования;
б) в максимальном удовлетворении индивидуальных образовательных запросов и личностных потребностей обучающихся;
в) в содействии развитию и максимальной реализации интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;
г) в создании условий для самоопределения обучающихся и осознанного выбора ими пути получения дальнейшего образования (в системе профессионального образования или на третьей ступени общего среднего образования с выбором профиля обучения);
д) в создании среды для самореализации, культурной идентификации, взросления личности и ее профессионального самоопределения;
свернуть
№ |
ФИО педагога |
Должность |
Категория |
Тема исследования в 2022/2023 учебном году |
1. |
Прокуденко С.Е. |
Учитель химии |
первая |
Формирование универсально-логической компетенции средствами цифровизации образовательного процесса на уроках химии в 8 А |
2. |
Антипенко Татьяна Германовна |
Учитель белорусского языка и литературы |
вторая |
Развіццё універсальна-лагічнай і камунікатыўнай кампетэнцый праз візуалізацыю вучэбнай інформацыі і тэкст на ўроках беларускай мовы ў 5 В класе |
3. |
Новикова Алеся Юрьевна |
Учитель физики |
первая |
Формирование метапредметных компетенций в формате исследовательской деятельности в 8 "Г" классе |
4. |
Ястребов Николай Иванович |
Учитель информатики |
Первая |
Использование цифровых ресурсов на учебных занятиях по информатики для формирования коммуникативной и информационной компетентностей у учащихся 9 «В» класса |
5. |
Волес Надежда Юрьевна |
Учитель английского языка |
Первая |
Использование иноязычных Интернет-ресурсов на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетентности у учащихся 9 «Б» класса |
6. |
Русанова Наталья Николаевна |
Учитель математики |
Высшая |
Формирование метапредметных результатов на уроках математики в 7 В классе в условиях информатизации образования |
7. |
Малюченко Наталья Николаевна |
Учитель русского языка и литературы |
Первая |
Развитие нравственной, интеллектуальной, эмоциональной и эстетической сферы личности на уроках русского языка и литературы через визуализацию в 5 Г классе |
8. |
Луговцова Виктория Александровна |
Учитель английского языка |
Первая |
Формирование метапредметных компетенций учащихся 9"В" класса на уроках английского языка путем использования интернет-ресурсов и мобильных технологий |
9. |
Белоус Марина Леонидовна |
Учитель русского языка и литература |
первая |
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русской литературы у учащихся 9 "В" класса |
10. |
Герасименкова Галина Анатольевна |
Учитель истории |
первая |
Формирование метапредметных компетентций путем визуализации учебного материала на уроках истории в 6 "Д" классе. |
свернуть
В учреждение образования для учащихся 5-ых классов проведена игра по русской литературе «По дорогам Эллады». Школьникам были предложены конкурсы, направленные на формирование метапредметных и предметных компетенций в незнакомых, нестандартных, прикладных ситуациях, для решения которых потребуются знания из других предметных областей. Задания конкурсов игры разработаны с помощью онлайн-сервиса Quizziz.
Игровая деятельность актуализирует коммуникативный опыт, формирует у учащихся умения выстраивать социальное поведения в заданных условиях. Театральная инсценировка мифов древней Греции способствовала развитию у обучающихся ключевых компетенций.
свернуть
В учреждении образования для педагогов, участвующих в реализации инновационного проекта, прошел семинар-практикум «Метапредметная компетентность учащихся: компоненты и способы формирования» в рамках постоянного действующего семинара «Формирование метапредметных компетенций учащихся на второй ступени общего среднего образования в условиях цифровизации образования».
На семинаре были рассмотрены основные компоненты метапредметной компетентности учащихся в условиях современного образования, методы и способы формирования предметных, метапредметных и личностных компетенций учащихся.
Также педагоги-инноваторы познакомились с возможностями онлайн-сервисов Liveworksheets, Canva по созданию интерактивных рабочих листов и дидактических материалов.
свернуть
12.10.2022 в учреждении образования состоялся методический практикум по ведению дневника участника инновационной деятельности в ходе которого участники инновационного проекта ознакомились со структурой дневников, требованиями по их ведению, а также получили необходимые методические рекомендации по их заполнению от координатора проекта, заместителя директора по учебной работе Приставко Н.Г.
свернутьЦель проведения данной методики – выявление уровня сформированности базовых компетентностей педагогов, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность.
По итогам проведения данной методики были получены следующие результаты:
У 91% педагогов, участвующих в инновационной деятельности, высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Вера в силы и возможности обучающихся»: умение создавать ситуацию успеха для обучающихся; умение осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующееакадемическую активность;умение находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силыразвития;умение разрабатывать индивидуально ориентированные образовательные проекты. 9% испытывает частичные затруднения при разработке индивидуально ориентированных образовательных маршрутов.
У 82% педагогов - высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Интерес к внутреннему миру обучающихся» предполагает: умение составить устную и письменную характеристику обучающегося, отражающую разные аспекты его внутреннего мира; умение выяснить индивидуальные предпочтения (индивидуальные образовательные потребности), возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается; умение построить индивидуализированную образовательную программу; умение показать личностный смысл обучения с учѐтом индивидуальных характеристик внутреннего мира. 18 % испытывают некоторые затруднения в выстраивание педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся.
У 73 % педагогов - «Открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеологизированное мышление педагога)» (открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает свою точку зрения единственно правильной. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции). 27 % частично принимают интерес к мнениям и позициям учащихся.
У педагогов отмечен высокий уровень сформированности таких компетентностей как «Общая культура» (ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни; знание материальных и духовных интересов детей и молодѐжи; возможность продемонстрировать свои достижения), «позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе» (осознание целей и ценностей педагогической деятельности; позитивное настроение; желание работать; высокая профессиональная самооценка) и «эмоциональная устойчивость» (в трудных ситуациях педагог сохраняет эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки; педагог не стремится избежать эмоционально напряжѐнных ситуаций) отмечен также у 80% участников проекта.
Средний уровень сформированности такой базовой компетентности как «Умение перевести тему урока в педагогическую задачу» предполагает: знание образовательных стандартов и реализующих их программ; осознание единства темы урока и цели урока; владение конкретным набором способов перевода темы в задачу и отмечен у 64% педагогов, 36% испытывают некоторые затруднения.
У 55% педагогов высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Умение обеспечить успех в деятельности» (знание возможностей конкретных учеников; постановка учебных задач в соответствии с возможностями ученика; демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам). «Компетентность в педагогическом оценивании» (знание многообразия педагогических оценок; знакомство с литературой по данному вопросу; владение различными методами оценивания и их применение). «Умение превращать учебную задачу в личностно значимую» (знание интересов обучающихся, их внутреннего мира; ориентация в культуре; умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов). «Умение вести самостоятельный поиск информации».
Все педагоги имеют высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в предмете преподавания» (возможности применения получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений; владение методами решения различных задач; свободное решение задач ЦТ, олимпиад).
«Компетентность в методах преподавания» (обеспечивают индивидуальный подход и развитие творческой личности на уроках, демонстрируют личностно ориентированные методы образования) применяют
55 % педагогов.
Необходима дальнейшая работа в повышении уровня «Компетентность в методах преподавания» и «Информационной компетентности» (знание нормативных методов и методик; демонстрация личностно ориентированных методов образования; наличие своих находок и методов, использование новых информационных технологий; использование в учебном процессе современных методов обучения).
свернутьС 2022/2023 учебного года в государственном учреждении образования «Средняя школа № 12 г.Витебска имени Л.Н. Филипенко» реализуется республиканский инновационный проект «Внедрение модели формирования метапредметной компетентности обучающихся в условиях информатизации образования (вторая ступень общего среднего образования)». Работа коллектива школы по реализации инновационного проекта направлена на решение задач путем проектирования собственных метапредметных учебных ситуаций и познавательных заданий на уроках с использованием цифровых образовательных ресурсов. Определена творческая группа педагогов-инноваторов, которые будут в новом учебном году строить свою образовательную практику с учетом инновационного проекта. В целевую группу инновационного проекта вошли учащиеся V – IX классов.
05.09.2022 г. педагоги, включенные в инновационную деятельность, приняли участие в семинаре-практикуме «Исследовательская деятельность педагога в рамках реализации инновационного проекта». Для решения поставленных задач в рамках реализации проекта учителями были определены индивидуальные темы исследований и методические продукты, которые должны быть созданы в течение 2022/2023 учебного года.
свернуть
19 декабря в учреждении образования прошел семинар-практикум «Метапредметный урок в условиях информатизации образования». На данном семинаре педагогами были разработаны критерии, структура занятия, ориентированного на достижение метапредметных результатов.
29 декабря в учреждении образования прошел педагогический совет «Формирование метапредметных компетенций обучающихся в условиях цифровизации образования». Участники педагогического совета рассмотрели характеристики занятия, решающего метапредметные задачи, познакомились с различными формами и методами организации такого занятия. Педагогами были рассмотрены образовательные технологии как одно из средств достижения метапредметных результатов обучения. В работе педагогического совета приняла участие консультант инновационного проекта Гелясина Е.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательного менеджмента Витебского государственного университета имени П. М. Машерова.
свернуть