Разработан методическим объединением
воспитателей групп продленного дня
Цель: развивать творческий подход в организации познавательной деятельности через использование шестиугольных карточек (гексов).
1.Введение в тему.
Здравствуйте, дорогие гости! Сейчас мы находимся на станции «Здоровое питание».
Говоря о здоровом питании, нельзя не остановиться на вопросах, касающихся недостаточности и излишеств в питании современного человека. В последние годы ассортимент наших продуктовых магазинов значительно расширился. Появилось много соблазнов, и взрослые, а дети особенно, даже не задумываемся о пользе тех или иных продуктов, об их влиянии на здоровье. Так уж сложилось, что сегодня дети школьного возраста не заботятся о своем питании, до конца не осознают зависимость здоровья от питания. Правильное питание - это, прежде всего, знание того, что полезно для организма, а что – нет, затем – претворение этого знания в жизнь.
Нами было проведено анкетирование младших школьников, включающее в себя вопросы здорового питания. Так мы исследовали проблему. Результаты анкетирования показали, что не все школьники получают полноценное рациональное питание. Обработав все данные, было принято решение расширить знания школьников о здоровом питании и полезных продуктах.
Так, на методическом объединении воспитателей групп продлённого дня с целью улучшения качества приёма пищи воспитанниками, было принято решение провести исследовательский проект «Здоровое питание».
В рамках проекта были проведены различные мероприятия, которые прошли ярко и увлекательно: игра-ориентирование «В поисках клада», кинолекторий «Здоровое питание», и как презентация проделанной работы - лэпбук «Здоровое питание».
В ходе реализации проекта, работая в своём направлении, дети узнали много интересных фактов, которыми делились с учащимися других групп в виде презентаций проектов.
Ребята в игровой форме постигали правила здорового питания, а также весело и увлечённо принимали участие во всех мероприятиях по реализации проекта.
Подводя итоги реализации исследовательского проекта, можно сделать вывод, что такая форма работы, как проектная деятельность, даёт возможность учащимся узнавать много нового и интересного, становиться увереннее в себе, стремиться к сохранению здоровья, а самое главное, у детей появляется стремление заинтересовать полезной информацией своих сверстников, стать более дружными.
А сейчас давайте проверим, знаете ли вы, что значит правильное питание. Но сначала хотелось бы немного рассказать о шестиугольниках (па столах), с которыми вам предстоит сегодня работать. Шестиугольная карточка называется гексом (hexagon). Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Все шестиугольники соединяются благодаря определённым понятийным или событийным связям.
Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства. Это интерактивный метод, который очень понравится детям. Если мы хотим продвигаться и находить новые чудесные решения множества проблем, которые окружают нас, то необходимо развивать критическое мышление у школьников с юных лет. Сделать это можно при использовании метода шестиугольного обучения. Гексагон-метод или шестиугольное обучение является одним из вариантов организации интерактивных занятий, поскольку в ходе работы предполагается тесное взаимодействие как между учениками, так и между учителем и учениками. В нашей школе многие учителя уже используют метод шестиугольного обучения, и мы стараемся не отставать от них и работать сообща.
Среди плюсов шестиугольного обучения можно назвать:
- организация работы в группах, парах, индивидуально.
- интерактивность, наглядность;
- эффективная систематизация материала;
- реализация деятельностного и дифференцированного подходов к обучению;
- активизация учащихся, достижение включенности каждого ребенка в работу на уроке;
- адаптивность к разным возрастным группам;
- эффективная реализация развивающего потенциала конкретного урока.
Среди минусов шестиугольного обучения можно отметить, что подготовительный этап занимает много времени.
Данная методика многогранна и применима в процессе проведения не только уроков или учебных занятий, а также внеклассных мероприятий. Также гексы можно использовать при создании квест-игр ,что несомненно понравится детям.
2.Практическая часть.
Сейчас мы с вами разделимся на 3 группы. У вас на столах находятся гексы (шестиугольники) на которых находится информация о продуктах здорового питания и не только, их свойствах и пользе для организма. Ваша задача состоит в том, чтобы последовательно построить цепочку правильного питания, так как вы себе это представляете. Также на столах у вас находится Памятка, которую, в случае затруднения, вы можете использовать.
Если вам всё понятно и нет вопросов, то можно приступать к работе.
ПАМЯТКА
Принципы правильного питания.
Здоровое питание способно решить многие неприятности со здоровьем, и чем раньше вы начнете придерживаться принципов рациональной диеты, тем лучше. Когда мы говорим «диета», мы имеем в виду не краткосрочную голодовку, которая якобы решит все проблемы со здоровьем. Правильный рацион — это не употребление одних салатных листьев, а образ жизни. Вот основные принципы здорового питания:
- Ешьте только тогда, когда голодны.Доступность еды привела к тому, что мы нередко садимся за стол без малейшего желания поесть, «заедаем» печаль или грызем калорийные чипсы и попкорн в кино лишь для того, чтобы чем-то занять руки.
- Отдавайте предпочтение минимально обработанной пище.Фарш, пюре, муссы, всевозможные смузи — слишком мягкая пища. Процесс жевания — очень важная часть пищеварения. Питаясь такой едой, мы тратим намного меньше калорий, чем должны.
- Следите за калориями.В среднем человеку в день требуется 1800–2200 калорий, эти цифры варьируются в зависимости от веса, пола, возраста, состояния здоровья, уровня нагрузок и периода жизни. С возрастом потребность в калориях снижается, но урезать следует не потребление белков, а жиров и простых углеводов (хлеба, макарон, сладостей).
- Ешьте небольшими порциями.Наша пищеварительная система рассчитана на 5–6 приемов еды в небольших количествах, а не на 2–3, как мы привыкли. Каждая порция еды должна быть размером с кулак или меньше. Если есть всего раз или два в день, тело начнет накапливать жир.
- Следите за соотношением белков, жиров и углеводов. 50% углеводов, 25% жиров и 25% белков — формула, которая подходит большинству.
- Вносите разнообразие. Неделя на одном рисе или салате не сделает вас здоровым — она сделает вас раздражительным. Еда должна быть разнообразной и вкусной — во-первых, это хорошо для настроения, а во-вторых, это обеспечит вас всеми необходимыми витаминами.
- Избегайте готовой еды и фастфуда. Замороженная пицца, пельмени или гамбургер могут казаться не такими уж калорийными, но технология производства таких блюд предполагает очень высокий процент содержания «скрытого» жира, консервантов и соли.
- Не ешьте вечером. Ночью ваш желудок тоже спит и не может справляться с перевариванием плотного ужина. Есть следует как минимум за 2 часа до отхода ко сну.
Продукты для здорового питания
Как правильно питаться? Когда мы слышим слова «здоровая еда», мы часто представляем себе ворох салатных листьев. Что и говорить, листовые овощи очень полезны, но мало у кого они вызывают аппетит. К счастью, здоровые продукты — это не только зелень. Вот список составляющих для правильного питания на каждый день.
Рыба. Особенно океанские сорта — рыбий жир очень полезен для здоровья, он понижает уровень холестерина, очищая сосуды от бляшек и снижая риск инфаркта и инсульта почти вдвое. Преобладание рыбы в рационе — залог хорошего состояния кожи и волос. Кроме того, рыба активизирует деятельность мозга и содержит витамин Е, который необходим для здоровья печени.
Яйца. Ими не следует увлекаться — 4–5 яиц в неделю вполне достаточно, чтобы предупредить язву желудка и двенадцатиперстной кишки, панкреатит и расстройства нервной системы.
Ягоды. Любые ягоды богаты антиоксидантами, замедляющими процесс старения — это касается не только внешности, но и всех систем организма. Ягоды обязательно должны присутствовать на столе тех, кто страдает ожирением и диабетом.
Бобы. Бобовые — практически идеальный диетический продукт. Блюда из фасоли и чечевицы быстро насыщают, дают нам необходимый запас белка и клетчатки для хорошего пищеварения. Они полезны для людей, страдающих ожирением, сахарным диабетом, атеросклерозом, болезнями почек и печени, а также для всех, у кого ослаблен иммунитет.
Цельнозерновой хлеб и макароны. Это «хорошие» углеводы, которые насыщают надолго Это «хорошие» углеводы, которые насыщают надолго. Организм тратит немало энергии, чтобы их переварить, и они не так опасны для нашей фигуры, как булочки и торты. Более того — цельнозерновые продукты способствуют похудению. Блюда из муки грубого помола помогают победить ожирение, диабет, авитаминоз, депрессию, болезни сердца и сосудов. В них много витаминов группы В.
Молочные продукты. Выбирайте необезжиренные — в них много белка и кальция, необходимого для зубов, костей и обменных процессов. Есть в них и липоевая кислота, которая способствует оздоровлению печени. Обезжиренные продукты теряют большую часть своих полезных свойств и вкус. Ввиду последнего производители нередко добавляют в них огромное количество сахара.
Овощи. Настоящий кладезь витаминов и клетчатки, а калорий в них очень немного. Особенно полезны любые овощи ярко-оранжевого и красного цветов — в них много витамина А, необходимого для зрения, красивой кожи и здоровой печени. В зеленых овощах содержится весь комплекс витаминов группы В, а также калий и кальций.
Оливковое масло. Это «волшебный» продукт, снижающий уровень холестерина, очищающий печень и выводящий токсины.
Нерекомендуемые продукты
Некоторые продукты несовместимы со здоровым питанием. Вот лишь неполный их список.
Консервы. Для того чтобы консервированные овощи, мясо, фрукты или рыба сохраняли вкус и товарный вид на протяжении долгих месяцев, в них нередко добавляют красители, консерванты, огромное количество сахара и соли. К тому же полезных веществ в них очень мало — например, жирные кислоты омега-3, которые и делают тунец таким полезным сортом рыбы, при консервировании полностью разрушаются.
Готовые жирные соусы. Например, столь любимый многими майонез. Домашний майонез, сделанный из свежих деревенских яиц и оливкового масла, изредка можно себе позволить. Но на изготовление готового соуса идет масло далеко не лучшего качества, в нем много консервантов, уксуса, к тому же это очень калорийная заправка, которая сводит на нет всю пользу блюд, например, овощных салатов.
Копчености. В копченом мясе и рыбе очень много соли, такие закуски — колоссальная нагрузка на почки. Кроме того давно доказано, что мясо, прошедшее обработку, содержит канцерогенные вещества. Другими словами, все, что можно купить и сразу съесть (колбасы, ветчины, сосиски, бекон, грудинка и прочие подобные продукты) не только не полезно, но и опасно для здоровья.
Жареное. Картошка фри, продукты в кляре, пирожки и чебуреки — все эти блюда настолько же популярны, насколько и опасны. Они содержат очень много жира – и зачастую готовятся с использованием низкокачественных масел. Избыток жира вообще нежелателен — он приводит к лишнему весу, а клетки печени под его влиянием перерождаются в жировые и перестают выполнять свои функции.
Сладкие напитки. Наш мозг не использует калории, полученные из соков и газировки. А между тем и в лимонадах, и в пакетированных соках очень много сахара — один стакан может содержать до 170 и более калорий!
Выпечка и конфеты. Это так называемые быстрые углеводы — энергия, полученная от них, должна расходоваться немедленно. В противном случае, избыточные углеводы становятся причиной отложения жировой ткани.
Всем спасибо за работу и вы получаете следующую букву-подсказку.
3.Заключительная часть.
Хотелось бы подвести итог нашей встречи и поделиться своим опытом работы с шестиугольными карточками.
Часто ученикам начальных классов не хватает усидчивости и желания изучать материал школьной программы, и я решила попробовать ввести этот метод в свою работу. Это было не так сложно сделать, так как многие педагоги уже пользуются этим методом. Даже и не ожидала, что дети будут так активно работать. Во время занятий с гексами они больше общаются друг с другом, в спорах и рассуждениях приходят к общему мнению, даже сами пробуют делать шестиугольники и дают задания друг другу. Им очень нравятся иллюстрированные шестиугольники, которые они с лёгкостью раскладывают в нужном логическом порядке. Часто это бывают известные им сказки, которые они, пока выстраивают шестиугольники в нужном порядке, пересказывают и, если работают в группах, дополняют друг друга и получается более подробный пересказ. Ребята, которые могут не знать данной сказки, просто глядя на картинки и слушая пересказ ребят, знакомятся с новым для них материалом.
Таким образом, любое рядовое занятие и беседу можно превратить в увлекательное и занимательное получение и усвоение знаний.
Разработано методическим объединением воспитателей групп продленного дня средней школы №12 г.Витебска имени Л.Н.Филипенко, 2020
свернуть