Советы психолога

Как мотивировать учащихся  к учебной деятельности

развернуть

Организуйте групповую работу на уроке. В группе дети учатся слышать разные точки зрения, сравнивать их со своей, анализировать.

Включайте в каждый урок задания, чтобы развить память, внимание, мышление, воображение. Это важно для успешной учебы.

Указывайте обязательно, за что именно вы хвалите ученика. Создавайте ситуацию успеха для каждого.

Предоставляйте ученику право выбрать задания, форму представления результата, время. Так школьник будет нести ответственность за результат своего выбора.

Используйте на уроке ободряющую лексику. Например:  уверена, что у тебя все получится… у меня не было сомнений, что ты справишься… ты очень хорошо выполнишь это задание… согласна, что…

Применяйте на уроке задания, которые связаны с социальным опытом ученика. Инициируйте участие детей в социально значимых проектах.

Организуйте на уроках взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы. Создайте ситуацию, когда дети помогают друг другу.

Сравнивайте результаты учащегося только с его собственными. Не сравнивайте с результатами одноклассников.

Поощряйте позитивные поступки, действия. Похвала стимулирует мотивацию и желание выполнять задания хорошо.

Обсуждайте с учащимся практическую значимость обучения, задания. Отвечайте на вопросы: «Зачем мне это надо знать? Как я это применю в жизни?»

 

свернуть

Методические рекомендации по организации работы по профилактике суицидального поведения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры

развернуть

Актуальным направлением работы учреждений образования Республики Беларусь в современных условиях является профилактика суицидального поведения несовершеннолетних и недопущение вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры.

 

Исследования показывают, что большинство всех самоубийств и суицидальных попыток несовершеннолетних связано с дезадаптацией, семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, неуспешностью, проблемами со здоровьем.

 

Профилактика суицидов среди несовершеннолетних является предметом особого внимания Правительства Республики Беларусь, носит межведомственный характер и является составной частью повышения демографической безопасности государства.

 

Министерство здравоохранения Республики Беларусь констатирует, что в республике в течение последний 10 – 12 лет планово осуществляются мероприятия по профилактике суицидального поведения населения, в результате чего сформировалась и сохраняется тенденция снижения уровня суицида среди населения. Вместе с тем по итогам 2016 года в республике отмечен рост показателей суицида во всех популяциях населения республики (общей, трудоспособного возраста, детской, моложе и старше трудоспособного возраста) до 21,0 случая на

100  тыс. населения общей популяции.

 

Общее число парасуицидов в популяции детского населения республики в 2016 году составило 244 случая, или 13,4 на 100 тыс. детского населения (2015 год – 249, или 13,9 на 100 тыс. детского населения).

 

В   связи с этим важное место в образовательном процессе занимает

 

индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной среды.

 

Одним из условий развития учащихся является ранняя профилактика социальной дезадаптации, редукция социальных и психологических девиаций, в том числе суицидального поведения.

 

Своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, психологическая помощь и социально-педагогическая поддержка

2

 

оказанные подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.

 

В        учреждениях образования деятельность по профилактике суицидального поведения обучающихся и вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры должна включать: первичную (общую), вторичную и третичную профилактику суицидального поведения обучающихся.

 

Первичная (общая) профилактика проводится на протяжении всего учебного года и предназначена для всех обучающихся, направлена на воспитание позитивно ориентированной личности, формирование культуры здорового образа жизни, ценностных ориентаций, укрепление психического здоровья несовершеннолетних, формирование у них навыков конструктивного взаимодействия с окружающими, развитие коммуникативных способностей.

 

Для проведения мероприятий следует выбирать тематику позитивной направленности и жизнеутверждающей позиции. При подготовке и проведении мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, семейных и духовных ценностей, направленных на недопущение вовлечения учащихся в активные сообщества, игры, имеющие суицидальный контент, необходимо привлекать специалистов различных сфер деятельности: работников здравоохранения, сотрудников органов внутренних дел, представителей общественных организаций.

 

Вторичная профилактика проводится в начале учебного года, а также при поступлении информации о каждом несовершеннолетнем, склонном к суицидальному поведению, совершившим суицидальную попытку, вовлеченном в деструктивные Интернет-сообщества, и направлена на выявление факторов риска, провоцирующих суицидальные наклонности, на своевременное выявление учащихся, имеющих измененное психоэмоциональное состояние, склонных к суицидоопасному поведению.

 

Организация и проведение мероприятий вторичной профилактики должны быть направлены на изучение учащихся с учетом их личностных особенностей, модели поведения, кризисных ситуаций или негативных жизненных событий. На этом этапе предусмотрено проведение индивидуальных и групповых занятий с обучающимися, имеющими высокий суицидальный риск, по обучению социальным и поведенческим

 

навыкам, снятию эмоционального напряжения, развитию фрустрационной толерантности и др. Важным является проведение обучающих тренингов для педагогов и родителей по повышению

3

 

компетентности в области распознавания маркеров суицидального риска, путях действия в кризисных ситуациях.

 

Третичная профилактика направлена на снижение последствий и уменьшение вероятности парасуицида, включает в себя социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь суициденту и его социальному окружению.

 

В     первую очередь, адресатом этого профилактического уровня становятся обучающиеся, совершившие попытку суицида, с которыми проводится индивидуальная коррекционная работа, а также организуются консультации для законных представителей и педагогов. Обращаем внимание, что при условии сохранения источника боли (фрустрации, конфликта и т.п.) несовершеннолетний может предпринять вторую попытку «бегства» от проблемы.

 

Важно информировать обучающегося и его законных представителей об имеющихся психологических службах в городе (районе), телефонах доверия (рассказать, для чего они существуют, как работают, оставить их номера телефонов). С согласия законных представителей несовершеннолетнего организации здравоохранения оказывают специализированную медицинскую и психологическую помощь несовершеннолетним, в отношении которых имеются достоверные данные о наличии суицидопасного поведения.

 

Интегративным результатом реализации модели профилактики суицидального поведения должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования в учреждении, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, а также гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

 

При планировании деятельности по формированию ценностного отношения к жизни и профилактике суицидоопасного поведения среди обучающихся учреждениям образования необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами, указанными в приложении 1.

 

В        учреждении   образования   должна   быть   создана   система

 

комплексного, скоординированного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся и на недопущение вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры.

 

Отвечают за создание такой системы, в первую очередь, руководитель учреждения образования и его заместитель по воспитательной работе.

4

 

Важную роль в ее формировании и успешном функционировании играют все педагогические работники учреждения образования, в

 

первую очередь, специалисты социально-педагогической и психологической службы (далее – СППС), классные руководители и кураторы учебных групп.

 

Основные задачи профилактики суицидов, суицидальных попыток и вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества, игры, имеющие суицидальный контент:

 

содействовать гармонизации социально-психологического климата в учреждении образования;

 

изучить особенности психолого-педагогического статуса обучающихся, с последующим выявлением молодых людей, нуждающихся в незамедлительной помощи;

 

повысить компетентность педагогов и родителей (законных представителей) в области профилактики суицидоопасного поведения, безопасного использования Интернет ресурсов, рисков и угроз, связанных с использованием Интернета;

 

оказать            своевременную,            эффективную                                индивидуально-

 

ориентированную социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь обучающимся, имеющим трудности в социализации, в общении со сверстниками, конфликтные взаимоотношения с родителями и т.д., обратив особое внимание на учащихся, имеющих статус изолированных в классе (группе).

 

Основные направления деятельности субъектов образовательных отношений учреждений образования по профилактике суицидоопасного поведения и вовлечения учащихся в активные деструктивные сообщества и игры:

 

I. Создание эффективной системы взаимодействия педагогических работников (классных руководителей, кураторов, мастеров, учителей предметников, специалистов СППС) с сотрудниками органов внутренних дел и специалистами организаций здравоохранения.

 

При получении информации от педагогических работников, сотрудников органов внутренних дел, специалистов учреждений здравоохранения, иных заинтересованных субъектов профилактики о несовершеннолетних, вовлеченных в активные сообщества и игры, имеющие суицидальный контент, учреждениям образования

 

рекомендуется вести «Журнал учета информации о несовершеннолетних, вовлеченных в активные сообщества и игры, имеющие суицидальный контент» (далее – Журнал) по форме согласно приложению 2.

5

 

Руководитель учреждения образования либо его заместитель по воспитательной работе обеспечивает хранение Журнала в условиях, гарантирующих конфиденциальность и невозможность доступа к нему лиц не имеющих соответствующего разрешения.

 

Руководитель учреждения образования либо его заместитель по воспитательной работе в течение 3 рабочих дней с момента поступления информации знакомит законных представителей несовершеннолетнего с полученной информацией и информирует в установленном законодательством порядке о возможности получить психологическую консультацию или психиатрическое освидетельствование врачом-специалистом в области оказания психиатрической помощи в организации здравоохранения по месту жительства (обслуживания).

 

Предлагает обучающемуся, в отношении которого поступила информация, и его законным представителям необходимую социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь в учреждении образования.

Справочно:

Обращаем           внимание,            что            психологическая помощь

несовершеннолетнему оказывается с его согласия, а несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет – также с согласия одного из законных представителей.

 

При оказании психологической помощи несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет согласия законных представителей не требуется в следующих случаях:

 

при установлении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего;

 

в  случае признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, в том числе нуждающимся в государственной защите;

 

при оказании психологической помощи в виде психологического просвещения и психологической профилактики в учреждениях образования и организациях здравоохранения;

 

в         случае принудительного оказания медицинской помощи несовершеннолетним, страдающим психическими и поведенческими расстройствами, в государственных учреждениях здравоохранения.

 

II. Своевременное выявление учащихся с изменениями психоэмоционального состояния, склонных к суицидоопасному поведению.

 

Тестовые  методики,   опросники  и  анкеты  являются  одними  из

 

наиболее распространенных диагностических инструментов, используемых при оценке суицидального риска.

 

При обследовании педагоги-психологи учреждений образования должны соблюдать важнейший методический принцип комплексной психодиагностики: применять методы психолого-педагогического наблюдения, беседы, бланкового тестирования с использованием

6

 

бумажных сборов данных и обработки и (или) проведения автоматизированного психологического тестирования путем заполнения компьютерных вариантов тестов.

 

В      работе специалистов СППС учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования психодиагностические методики должны использоваться выборочно, соответствовать возрасту несовершеннолетних и задачам обследования (приложение 3).

 

В    целях получения объективной информации обработку данных, подготовку выводов и рекомендаций целесообразно проводить специалистам СППС учреждения образования.

 

Психодиагностическое исследование суицидального поведения обучающихся проводится не реже одного раза в год, рекомендуемый период проведения – начало учебного года (до 1 ноября).

 

В             учрежденииобразованиядолжнабытьобеспечена

 

конфиденциальность полученных результатов. Результаты анкетирования индивидуально доводятся до сведения родителей (законного представителя) и обучающихся (статья 34 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

 

III. Коррекционно-развивающая работа.

 

Педагог-психолог обязан (согласно ст.15 Закона «Об оказании психологической помощи») информировать законных представителей несовершеннолетнего о выявленных у него психологических проблемах, при которых существует вероятность совершения суицидальных действий. Необходимо предложить обучающемуся и его законным

 

представителям психологическую помощь (психологическое консультирование, психологическая коррекция), так как они направлены

 

на исправление (корректировку) особенностей личности несовершеннолетнего и его поведения.

 

Коррекционно-развивающие программы, тренинги и тренинговые занятия, интерактивные занятия, должны быть направлены на:

 

формирование позитивного образа Я; принятие уникальности и неповторимости собственной личности, личности других людей;

 

раскрытие позитивных личностных резервов; повышение стрессоустойчивости; развитие коммуникативных способностей, навыков взаимодействия, делового общения; обучение методам и способам саморегуляции; отработку техник принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликтных ситуациях; развитие чувств эмпатии и толерантности и т.д.;

7

 

обучение обучающихся навыкам отказа, распознаванию манипулирующих методов, способам сопротивления внушению, критическому мышлению;

 

оказание содействия в преодолении различных психологических причин трудностей личностного, социального и познавательного развития подростков, учащейся молодежи;

 

развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний, стрессоустойчивости, эффективных способов справляться с трудными ситуациями, страхами, тревожностью.

 

IV. Повышение компетентности законных представителей и педагогов в области профилактики суицидоопасного поведения и безопасного использования Интернет ресурсов, рисков и угроз, связанных с использованием Интернета.

 

Учреждениям образования при проведении информационно-просветительской работы необходимо привлекать:

 

сотрудников органов внутренних дел для освещения вопросов правовой ответственности и безопасного нахождения обучающихся в Интернет-пространстве и др.;

 

специалистов организаций здравоохранения для освещения вопросов возникновения и медико-социальных последствий игровой зависимости в молодежной среде; оказания помощи подросткам, находящимся в состоянии острого кризиса; организации работы номеров «Телефона доверия», «Горячих линий» и др.

 

При  организации  информационно-просветительской  работы  с законными представителями специалистам СППС необходимо уделять внимание  вопросам  психологического  здоровья  детей,   раскрывая особенности психоэмоционального состояния несовершеннолетних и др. Для    разработки    материалов    и    действенного    алгоритма

 

профилактических мер специалистам СППС рекомендуется использовать учебно-методические пособия и иные издания, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь, перечень которых размещен на сайте Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by (приложение 4).

 

V. Передача сведений о несовершеннолетних, совершивших суицид, парасуицид.

 

При получении информации о факте парасуицида (суицида) руководитель учреждения образования незамедлительно сообщает о несчастном случае в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома, которые в свою очередь информируют управление образования облисполкома, комитет по образованию Мингорисполкома.

8

 

Управление образования облисполкома, комитет по образованию Мингорисполкома в течение рабочего дня с момента получения сообщения направляет в Министерство образования Республики Беларусь информацию о парасуициде (суициде), совершенном несовершеннолетним в области (г. Минске) по форме согласно приложению 5.

 

Обращаем внимание, что письмо Министерства образования Республики Беларусь от 09.09.2009 № 12-02-12/4114/дс «О мерах по профилактики суицидов среди детей и подростков» утратило силу.

свернуть

Рекомендации по работе с одаренными детьми

развернуть
  1. Изучайте индивидуальные особенности и особенности поведения одаренного ребенка.

 

  1. Совершенствуйте систему развития способностей, а не запаса знаний.


  2. Должное внимание уделяйте индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время. При этом помните, что должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.



  3. На уроках и вне активно используйте проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.

 

  1. Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.

 

  1. Для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.

 

  1. Уважайте и обсуждайте любую идею ребенка. Поверьте в то, что этому ребенку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.

 

  1. Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к «уяснению для себя» и экспериментированию.

 

  1. Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребенком является привитие вкуса к серьезной творческой работе.

 

  1. Развивайте в себе чувство юмора. Но помните, что одаренные дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.

 

  1. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.

 

  1. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

 

  1. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

 

  1. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.
свернуть

Как вести себя с тревожным ребёнком

развернуть

«Как вести себя с тревожным ребёнком»

 

Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. Она является глубинным эмоциональным состоянием, возникающим в результате неудовлетворения важных потребностей.

 

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страха, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, как правило, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Такие дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих.

 

Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказаться от такой деятельности, в которой испытывают затруднения.

 

Повышенная тревожность мешает ребенку общаться, т.е. взаимодействовать в системе ребенок-ребенок; ребенок-взрослый, формированию учебной деятельности, втакже повышенная тревожность способствует блокированию психосоматических систем организма, не дает возможности эффективной работе на занятиях.

 

Рекомендации педагогам:

 

1.Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные задания, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.

 

2.Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе (“У тебя это получится”, “Ты это умеешь хорошо делать”). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.

 

3.Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка (“Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз.Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше”). Оптимистические прогнозы “на завтра” не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.

 

4.Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа “кто первый”.

 

5.Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.

6.Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.

 

7.Осторожно и дозировано использовать критику, т.к. тревожные дети болезненно реагируют на нее. Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии его сверстников.

 

8.По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.

 

9.Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

10.Хвалите ребенка даже за незначительный успех.

свернуть

Алгоритм межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних

развернуть

 

Утвержден

постановлением КДН

Витебского облисполкома

29 июля 2021 № 2-1

 

 

Алгоритм межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних

 

  1. Цель и задачи реализации Алгоритма межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних

1.1. Целью принятия Алгоритма межведомственного взаимодействия по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних является улучшение положения детей в Витебской области, создание благоприятных условий для сохранения их жизни и здоровья через раннее выявление несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению, оказание им и их законным представителям своевременной комплексной социально-педагогической поддержки и психологической помощи (в рамках компетенции).

1.2. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

1.2.1. совершенствовать:

межведомственное взаимодействие субъектов системы профилактики при проведении мероприятий, направленных на предупреждение суицидального поведения несовершеннолетних, повышение уровня стрессовой устойчивости, развитие навыков здорового образа жизни, культуры безопасности жизнедеятельности и т.п.;

работу по организации взаимодействия субъектов профилактики в процессе оказания индивидуальной помощи несовершеннолетним, склонным к суицидальному поведению, их законным представителям;

1.2.2. активизировать работу по организации раннего выявления несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению;

  1. Порядок межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних
  2. Организация работы по раннему выявлению несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению

1.1. Руководители управлений (отделов) по образованию, учреждений профессионального, среднего специального образования издают приказ об организации деятельности по профилактике суицидального поведения учащихся, включающий:

организацию общепрофилактической работы в учреждениях образования;

организацию работы по раннему выявлению учащихся с риском суицидального поведения;

порядок взаимодействия учреждений образования и интернатных учреждений в отношении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

порядок проведения диагностического обследования (обязательно – в период сентября по ноябрь для учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, несовершеннолетних учреждений профессионального образования (обратить особое внимание на учащихся 1 курса), в период с января по март – для учащихся 9-11 классов  учреждений общего среднего образования, 1 курса учреждений профессионального образования) и последующего сопровождения учащихся с указанием сроков;

участие педагогических работников учреждений образования в курсовых и межкурсовых мероприятиях образования по вопросам оказания социально-педагогической поддержки и психологической помощи учащимся, склонным к суицидальному поведению, и их законным представителям.

III. Порядок действий при проведении социально-педагогического и психологического изучения несовершеннолетних

Социально-педагогическое и психологическое изучение представляет собой следующий процесс выявления учащихся с риском суицидального поведения:

  1. На первом этапе изучение включает первичную (для всех учащихся) диагностику особенностей эмоционального реагирования и адаптационных возможностей учащихся, а также педагогическое структурированное наблюдение классного руководителя/куратора (мастера п/о) группы;
  2. На втором этапе проводится углубленная социально-педагогическая и психологическая диагностика, индивидуальное собеседование классного руководителя/куратора (мастера п/о) группы, педагога социального или педагога-психолога (в зависимости от ситуации) с учащимся, у которого (по результатам первичного обследования) выявлены признаки социально-педагогической и психологической дезадаптации, девиации, и его законными представителями;
  3. На третьем этапе на рабочем совещании при директоре (с ограниченным числом педагогов: директор, заместитель директора по УВР (ВР), классный руководитель/куратор (мастер п/о) группы, педагог социальный, педагог-психолог) проводится оценка суицидального риска несовершеннолетнего, выявленного по результатам изучения.

Общий срок выявления несовершеннолетнего с риском суицидального поведения (от первичной психологической диагностики до момента проведения социального расследования) не должен превышать 30 календарных дней.

  1. IV. Реализация мероприятий индивидуальной программы коррекции несовершеннолетнего при выявлении у него маркеров суицидального поведения, совершившими суицидальную попытку
  2. 1. Классный руководитель/куратор (мастер п/о) группы, педагог социальный, педагог-психолог учреждения образования, в котором обучается несовершеннолетний, в пределах своей компетенции предоставляют мероприятия заместителю директора по УВР (ВР) для включения в индивидуальную программу коррекции несовершеннолетнего с риском суицидального поведения (далее – ИПК), цели и мероприятия которой направлены на снижение риска суицидального поведения несовершеннолетнего.
  3. Для планирования мероприятий ИПК в случае необходимости учреждения образования привлекают специалистов других субъектов профилактики: здравоохранения, социальной защиты населения, коррекционного центра, общественных организаций и др., имеющих специальную подготовку по работе с несовершеннолетними, находящимися в кризисном состоянии, склонными к суицидоопасному поведению.

К планированию мероприятий привлекаются родители (законные представители) несовершеннолетнего, что позволяет педагогическим работникам и родителям (законным представителям) действовать согласованно, обеспечивает преемственность и распределение ответственности.

Индивидуальная работа с несовершеннолетним должна строится с учетом его личностных особенностей, модели поведения, признаков неблагоприятной обстановки в семье подростка, негативных жизненных событий и т.д.

  1. Контроль и координацию за проведением ИПК осуществляет заместитель директора по УВР (ВР).

3.1. За реализацию мероприятий ИПК отвечают исполнители мероприятий.

3.2. Сроки профилактической работы с несовершеннолетним определяются исходя из степени сложности проблем, объемов помощи, необходимой для решения данных проблем, но не менее трех месяцев.

* в случае получения информации от субъектов профилактики о совершении несовершеннолетним суицидальной попытки срок оказания социально-педагогической поддержки и психологической помощи составляет не менее 6 месяцев.

3.3. По истечении запланированного срока ИПК либо каждые три месяца (в случае продолжительного срока реализации ИПК) на рабочем совещании при директоре с ответственными за реализацию ИПК проводится общий анализ результатов работы с несовершеннолетним.

Анализ проводится на основании результатов повторного социально-педагогического и психологического изучения несовершеннолетнего и информационного сообщения от каждого субъекта профилактики, включенного в ИПК.

На основании рекомендаций на рабочем совещании при директоре учреждения образования принимается решение о завершении либо продолжении ИПК несовершеннолетнего.

3.4. После завершения ИПК несовершеннолетнего классный руководитель/куратор (мастер п/о) группы продолжает проводить структурированное наблюдение за эмоциональным состоянием учащегося.

  1. Организация профилактической работы с несовершеннолетними, совершившими суицидальную попытку

2.1. На основании постановления КДН горрайисполкомов утверждают порядок реагирования и предупреждения суицидальных попыток с учетом территориальных и ресурсных возможностей, в котором подробно описывается порядок действий и уровень ответственности конкретных ведомств и учреждений, в случае выявления суицидальной попытки несовершеннолетнего, указываются контактные данные заинтересованных учреждений, временные рамки.

2.2. Учреждения здравоохранения выявляют несовершеннолетних, совершивших суицидальную попытку, с письменного согласия законных представителей информируют комиссию по делам несовершеннолетних по территории.

В информационном сообщении (по согласованию) передают контактные данные родителей с целью своевременного оказания психологической помощи несовершеннолетнему, информируют родителей (законных представителей) несовершеннолетнего о порядке работы субъектов системы профилактики в ситуациях суицидальной попытки несовершеннолетнего.

2.3. Учреждения образования, выявив несовершеннолетних, совершивших суицидальную попытку, незамедлительно вызывают скорую медицинскую помощь и информирует законных представителей ребенка о случае суицидального поведения.

2.4. Учреждения здравоохранения оказывает необходимую медицинскую помощь несовершеннолетнему, через законных представителей выдают направление на консультации психотерапевта и обследование врача психиатра-нарколога.

2.5. КДН организует и координирует профилактическую работу с несовершеннолетним и его семьей: в течение 7 рабочих дней организует рассмотрение случая без участия несовершеннолетних и их законных представителей  на заседании, на котором проводит анализ причин и условий, способствовавших совершению суицидальной попытки, проведенной профилактической работы, особенностей личности несовершеннолетнего, его окружения, поведения, семейной ситуации; выясняет факт оказания медицинской, психотерапевтической, психологической помощи.

Субъекты профилактики имеют право письменно ходатайствовать о приглашении законных представителей несовершеннолетнего на заседание КДН в целях защиты, восстановления и реализации прав и законных интересов несовершеннолетнего.

КДН проводит разъяснительную работу о необходимости выполнения рекомендаций специалистов и активной работы самих законных представителей, проводится разъяснение им последствий данного решения.

2.6. КДН готовит постановление по организации работы с несовершеннолетним и его семьей. В течение 3-х дней направляет постановление руководителям субъектов системы профилактики, законным представителям.

2.7. После завершения ИПК за несовершеннолетним (его поведением, эмоциональным состоянием) продолжает наблюдать классный руководитель/куратор (мастер п/о) группы, поддерживая взаимодействие с законными представителями подростка, при необходимости подключая психолога. 

2.8. В случае, если ребенок-сирота либо остался без попечения родителей, ИПК разрабатывает учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2.9. В случае, если несовершеннолетний не является учащимся учреждения образования, индивидуальный план сопровождения составляет детская поликлиника.

2.10. Контроль реализации мероприятий ИПК осуществляет куратор ИПК, назначаемый учреждением здравоохранения.

2.11. КДН ведет персональный учет несовершеннолетних, совершивших суицидальную попытку, ежемесячно направляет данный мониторинг в областную комиссию КДН

  1. Организация профилактической работы с окружением несовершеннолетнего, совершившего суицид

3.1.  при выявлении несовершеннолетнего, совершившего суицид, субъекты профилактики информируют законных представителей несовершеннолтенего о возможностях получения психологической, психиатрической (психотерапевтической) помощи, социально-педагогической поддержки.

3.2. Районная КДН в 10-дневный срок организует рассмотрение происшествия на внеочередном заседании с участием представителей учреждений здравоохранения, образования, инспекции по делам несовершеннолетних, специалистов-психологов, специализирующихся на оказании помощи в ситуации кризиса, психотерапевтов и др.

3.3. На заседании КДН определяются необходимые меры по оказанию психологической, социальной, юридической, материальной помощи членам семьи (родителям, другим несовершеннолетним детям) несовершеннолетним, являющимся близким окружением умершего.

3.4. В случае, если в семье воспитываются несовершеннолетние дети, КДН организует профилактическую работу с несовершеннолетними и их семьей: направляет информацию в учреждение образования для разработки индивидуального плана коррекции несовершеннолетних и семьи.

3.5. На заседании КДН анализируется проведенная работа субъектов профилактики, выявляются причины и условия, способствовавшие совершению суицида, упущений в работе учреждений, ведомств. Принимаются меры в соответствии с законодательством.

Информация о результатах рассмотрения (анализ причин и принятые меры) направляется в областную комиссию по делам несовершеннолетних.

  1. Организация работы, направленной на профилактику асоциального поведения детей, формирования здорового образа жизни:

- обучение специалистов системы образования, родителей распознаванию симптомов суицидального поведения у детей, навыкам эффективного взаимодействия в ситуации кризиса;

- обучение детей приемам саморегуляции, использованию форм психологической защиты в кризисных ситуациях;

- информирование через средства массовой информации о службах помощи несовершеннолетним, находящимся в кризисных ситуациях.

 

свернуть