Биоразнообразие

Задание 1.1 Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории.

Дата проведения: октябрь2020- апрель-май 2021

Работу выполнили: учащиеся 6-7-8 классов ГУО «Средняя школа № 12 г.Витебска им. Л.Н.Филипенко».

Ответственные: Соломахина М.В. (6 «Д» класс), Ананенко Н.С. (6 «В» класс), Луговцова В.А. (8 «В» класс), классные руководители 6-7-8 классов

Активное участие в изучении видового разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории приняли учащиеся параллелей 6-7-8 классов. Ребята составили картосхему с расположением и описанием опознанных видов.

Ссылка для просмотра видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории

*Чтобы перейти к видовому разнообразию дикорастущих травянистых растений щелкните ссылку*

 

Картосхема с обозначением местонахождения дикорастущих травянистых растений

Задание 1.2 Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на пришкольной (или прилегающей к школе территории), используя квадратную рамку со стороной 1 м

Дата проведения: апрель-май 2021

Работу выполнили: учащиеся 6-7-8 классов ГУО «Средняя школа № 12 г.Витебска им. Л.Н.Филипенко».

Ответственные: Соломахина М.В. (6 «Д» класс), Ананенко Н.С. (6 «В» класс), Малюченко Н.Н. (6 «Б» класс), Станевич М.О. (7 «А» класс),Белоус М.Л. (7 «Б» класс), Волес Н.Ю.(7 «В» класс), Хомик И.Ш.(7 «Г» класс),  Архиповская И.В. (8 «А» класс)

В ходе выполнения задания были заложены 4 пробные площадки с различными условиями для произрастания растений: площадка № 1 – условие яркого освещения; площадка № 2  - условия слабого освещения;  площадка № 3 – зона вытаптывания;  площадка № 4  - нескашиваемая территория. Каждая площадка имела форму квадрата со стороной 1м.

Был проведен количественный и качественный анализ дикорастущих травянистых растений. Места пробных площадок и видовой состав растений нанесены на карт-схему.

Площадка №1 (условие яркого освещения)

Площадка №2 (условие слабого освещения)

Площадка №3 (зона вытаптывания)

Площадка №4 (нескашиваемый участок)

Видовой и количественный состав исследуемой территории:

 

Виды растений

Количественный состав пробных площадок

Площадка №1

(условие яркого освещения)

Площадка №2

(условие слабого освещения)

Площадка №3

(зона вытаптывания)

Площадка №4

(нескашиваемый участок)

 

Одуванчик лекарственный

+

 

 

 

Сныть обыкновенная

+

 

 

 

Маргаритка обыкновенная

+

 

 

 

Манжетка обыкновенная

+

 

 

+

Мятлик луговой

+

+

+

+

Вьюнок полевой

+

 

 

+

Будра плющевидная

+

+

 

+

Звездчатка средняя

+

+

 

 

Подорожник большой

 

+

+

 

Горец птичий

 

 

+

 

Пырей ползучий

 

 

+

+

Лапчатка гусиная

 

+

 

+

Клевер белый

 

+

+

+

Клевер луговой

 

 

 

+

Пастушья сумка

 

 

 

+

Горошек мышиный

 

 

 

+

Ромашка непахучая

 

 

 

+

Общее число видов

8

6

5

11

Вывод: при анализе видового разнообразия пробных площадок с различными условиями произрастания выявлено, что самое бедное видовое разнообразие имеет площадка № 3 (зона вытаптывания). Самое богатое – площадка № 4 (не скашиваемая территория), площадка №1 (условие яркого освещения) уступает по видовому разнообразию площадке № 4 в силу антропогенного вмешательства человека (скашивание).

Плотность произрастания травянистых растений неравномерная. Высокая плотность произрастания отмечена на участке с ярким освещением и на территории, не подверженной скашиванию. Площадка № 3 (зона вытаптывания) значительно уступает по количественному соотношению видов

На всех пробных площадках обнаружено приблизительно одинаковое количество видов растений, но различный количественный состав каждого вида. Самый богатый по количественному составу - участок №4, самый бедный -участок № 3

Рекомендовано провести обустройство площадки № 3 (зона вытаптывания) с целью обогащения видового состава дикорастущих травянистых растений.

 

Задание 1.3 Изучение разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на территории учреждения образования.

Сентябрь 2020

Работу выполнили:

В конце сентября 2020 года учащиеся параллелей 6-8 классов  нашей школы, под руководством учителя биологии, Соломахиной  М.В.,  и учителя химии, Прокуденко С.Е., изучили видовой состав деревьев и кустарников на пришкольной территории.

 

На основании полученных данных и анализа собранного материала, составлена интерактивная обучающая картосхема пришкольной территории с информацией о местонахождении и описании всех аборигенных и интродуцированных видов деревьев и кустарников.

 - Малые архитектурные формы (ссылка для просмотра)

Отдельно стоящие деревья:

 - Аборигенные виды (ссылка для просмотра)

 - Интродуцированные виды (ссылка для просмотра)

Кустарники:

 - Аборигенные виды (ссылка для просмотра)

 - Интродуцированные виды (ссылка для просмотра)

 

Задание 1.4 Изучить разнообразие птиц на пришкольной территории

Дата проведения: февраль-март 2021

Работу выполнили: учащиеся 6-8 классов ГУО «Средняя школа № 12 г.Витебска им. Л.Н.Филипенко».

Ответственные: Ананенко Н.С. (6 «В» класс), Малюченко Н.Н. (6 «Б» класс), Станевич М.О. (7 «А» класс), Хомик И.Ш.(7 «Г» класс), Дадеркина Ж.В.(8 «Б» класс),  Луговцова В.А. (8 «В» класс), классные руководители 6-8 классов

Учащимися изучено видовое разнообразие птиц на пришкольной территории и составлена картосхема с расположением мест наибольшего скопления разных видов птиц.

*Чтобы перейти к видовому разнообразию птиц щелкните фото*

 

Картосхема с обозначением мест скопления птиц:

 

Задание 1.5 Изучить разнообразие наземных насекомых на пришкольной территории

Дата проведения: октябрь2020- апрель-май 2021

Работу выполнили: учащиеся 7-8-9 классов ГУО «Средняя школа № 12 г.Витебска им. Л.Н.Филипенко».

Ответственные Соломахина М.В., Ананенко Н.С., Прокуденко С.Е. (9 «Д» класс), классные руководители 7-8-9 классов

Учащимися 7-8-9 классов изучено видовое разнообразие наземных насекомых на пришкольной территории и составлена картосхема с их местонахождением.

Ссылка для просмотра видового разнообразия наземных насекомых на пришкольной территории

*Чтобы перейти к видовому разнообразию насекомых щелкните ссылку*

 

Картосхема с обозначением местонахождения различных видов наземных насекомых

Задание 1.7 Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц.

Дата проведения: октябрь – февраль 2020-2021гг.

Работу выполнили: учащиеся 1-4 классов ГУО «Средняя школа № 12 г.Витебска им. Л.Н.Филипенко».

Ответственные: Лютик В. Н. (1«А» класс), Пшеничникова С.Г. (1«Б» класс), Виноградова Л.В.(1«В» класс), Балбатовская Е.В.(1«Г» класс), Михайлова С.М. (2 «А» класс), Азолина М.М. (2 «Б» класс), Климченкова О.М. (2 «В» класс), Хоняк К.А. (2 «Г» класс), Якушева С.С. (2 «Д» класс), Хаврулина Д.А. (3 «А» класс), Филиппова Е.В. (3 «Б» класс),  Родик Е.М. (3 «В» класс),  Волес Н.А. (3 «Г» класс), Готовская Т.Н. (3 «Д» класс), Толкачёва И. В. (4«А» класс), Казимиренко И.Э. (4«Б» класс), Мовсесян Е.П. (4«В» класс), Авдошкина В.В. (4«Г» класс), Азарова Е.В. (4 «Д» класс).

С наступлением холодного времени года, ежегодно, в нашей школе стартует акция «Помоги пернатому другу».  Целью акции является воспитания у подрастающего поколения активной жизненной позиции в деле сохранения биоразнообразия, в том числе, зимующих в Витебском районе птиц.  С учащимися проводятся беседы, викторины и конкурсы. На теоретических занятиях ребята узнают о видовом разнообразии лесных, водоплавающих птиц и птиц, зимующих в городской черте, их образе жизни и повадках, также о том, как можно помочь птицам и чем их подкармливать в суровое для птиц время года. Одним из направлений данной акции является изготовление кормушек, которые, после проведения конкурсной выставки работ учащихся, развешиваются на пришкольной территории.

Чтобы перейти к видеоотчету щелкните фото

Так, в этом году, на территории школы  было размещено 30 кормушек. Ежедневный мониторинг за состоянием кормушек, наличием в них необходимого корма, кормлением птиц производится учащимися групп продленного дня.

Чтобы перейти к видеоотчету щелкните фото

 

Задание 1.8 Создать и разместить на пришкольной территории

искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей.

Дата проведения: февраль-март 2021

Работу выполнили: учащиеся 1-9 классов ГУО «Средняя школа № 12 г.Витебска им. Л.Н.Филипенко».

Ответственные: классные руководители 1-9 классов

Проявляя заботу о пернатых, учащиеся нашей школы вместе с родителями смастерили искусственные гнездовья для птиц и летучих мышей. Лучшие работы приняли участие в творческой выставке-конкурсе в ГУО «Средняя школа № 12 г. Витебска им. Л. Н. Филипенко», а впоследствии были размещены на территории учреждения образования.

Домики для летучих мышей:

Чтобы перейти к видеоотчету щелкните фото в рамке

 

Список победителей в выставке:

  1. Победитель в номинации "Оптимальный вариант" - 4"В" и 8"А" классы.
  2. Победитель в номинации "Самый весёлый и креативный домик" - 6 "В" класс.
  3. Победитель в номинации "Лучший домик для большой птичьей семьи" - 3 "Б" класс.
  4. Победитель в номинации "Винтажный отель" - 3 "В" класс.
  5. Победитель в номинации "Цвет настроения весенне-синий" - 1"Б" класс.
  6. Победитель в номинации "Лучший экодомик" - 8 "В" класс.
  7. Победитель в номинации "Сказочная новостройка" - 2 "В" класс.
  8. Победитель в номинации " Лучший дизайн крыши" - 1 "В" класс.
  9. Победитель в номинации "Домик с обогревом" - 3 "Д" класс.
  10. Победитель в номинации "Приз зрительских симпатий" - 4 "А" класс.
  11. Победитель в номинации "Самый красивый балкон" - 7 "Г" класс.
  12. Победитель в номинации "Я на жердочке сижу" - 1 "А" класс.
  13. Победитель в номинации "Лучшее наружное оформление новостройки" - 4 "Г" класс.
  14. Победитель в номинации "Лучшая квартира доя молодых новоселов" - 2"Д" класс.
  15. Победитель в номинации "Птичий отель" - 2 "А" класс.
  16. Победитель в номинации "Птенцам - по лучшим дворцам" - 2 "Б" класс.
  17. Победитель в номинации "Самый стильный скворечник" - 3 "В" класс.
  18. Победитель в номинации "Самый тёплый скворечник" - 3 "Г" класс.
  19. Победитель в номинации "Дом для птиц" - 3 "Б" класс.

 

Задание 1.9 Создать и разместить на пришкольной территории или территории, прилегающей к школе, убежища для беспозвоночных животных.

Дата проведения: апрель-май 2021

Работу выполнили: учащиеся 6-7-8 классов ГУО «Средняя школа № 12 г.Витебска им. Л.Н.Филипенко».

Ответственные: Соломахина М.В. (6 «Д» класс), Власенко С.А. (учитель трудового обучения), Ананенко Н.С. (6 «В» класс), Малюченко Н.Н. (6 «Б» класс), Станевич М.О. (7 «А» класс),Белоус М.Л. (7 «Б» класс), Волес Н.Ю.(7 «В» класс), Хомик И.Ш.(7 «Г» класс),  Архиповская И.В. (8 «А» класс)

От трудов полезных насекомых наш урожай зависит больше, чем мы думаем, кроме того, множество букашек ежедневно борется с нашими злейшими врагами: тлей, плодожорками, долгоносиками, паутинными клещами и прочими. Словом, соседи такие нам очень даже пригодятся, а значит, стоит позаботиться о том, чтобы они на участке обосновались всерьез и надолго.

Искусственные убежища, где насекомые могут размножаться, спрятаться от врагов и непогоды, сделанные руками школьников, сделают участок более привлекательным для мелких животных. Насекомыми питаются птицы, т.о. увеличится их кормовая база и разнообразие.

С этой целью учащимися на уроках трудового обучения были изготовлены и размещены на территории учреждения образования 2 убежища для насекомых.

В качестве наполнителя были использованы: сосновые и еловые шишки, солома, сено, солома, обрезки веток, стружка, куски древесной коры, полые сухие побеги растений, мох, древесные спилы, с просверленными в них отверстиями.

Размещение убежищ для беспозвоночных животных отмечено на картосхеме пришкольной территории.

 

Задание 1.10 Создание и размещение на территории школы «Клумбы для бабочек»

Дата проведения: октябрь 2020.

Работу выполнили: учащиеся 6-9 классов ГУО «Средняя школа № 12 г.Витебска им. Л.Н.Филипенко».

Ответственные: классные руководители 6-9 классов

 

Решение об участии в проекте «Зеленая школа» наше учреждение образования приняло в 2019-2020 учебном году. С этого момента, началась активная работа над выполнением заданий в рамках программы проекта.

В апреле-мае 2020 года был разработан эскиз создания «Клумбы для бабочек» в цветовой гамме национальной символики Республики Беларусь. Площадь клумбы составляет 4,2 м2.

В начале мая на клумбу высажены следующие виды однолетних растений:

В период ухаживания за растениями клумбы, были замечены следующие виды бабочек:

Данная клумба стала визитной карточкой нашей школы. А к сентябрю нового 2020-2021 учебного года любимой фотозоной учащихся и гостей учреждения образования.

Апрель 2020 Сентябрь 2020

Задание 1.11 Создать пруд, заселить его растениями. При наличии старого пруда – провести изучение его состояния, при необходимости принять меры по увеличению его биоразнообразия.

Дата проведения: октябрь2020 - апрель-май 2021

Работу выполнили: учащиеся 5-9 классов ГУО «Средняя школа № 12 г.Витебска им. Л.Н.Филипенко».

Ответственные: Классные руководители 5-9 классов

Искусственный водоем на пришкольном участке увеличивает разнообразие живых организмов и создает особый эмоциональный настрой у всех, кто имеет возможность наблюдать за его обитателями. Многочисленные водные животные и растения, жители прибрежной полосы, насекомые и птицы, прилетающие к водоему, существенно увеличивают емкость пришкольной территории для биоразнообразия.

С этой целью на территории учреждения образования был выбран и разработан участок для создания искусственного водоема. В работу были вовлечены учащиеся разных классов, родители, педагоги, все действия согласованы с администрацией.

Создание искусственного пруда состояло из последовательного выполнения следующих этапов:

  1. Подготовительная работа.
  • изучена литература по устройству искусственных водоемов,
  • собрана информация о водных обитателях и необходимых для их проживания условиях,
  • составлен проект водоема.

  1. Основной этап.
  • подготовлен котлован,

  • создана гидроизоляция,
  • оформлена линия берега,
  • заполнен водоем водой,
  • высажены растения в водоеме и на берегу.

11

(Видовое разнообразие растений территории пруда)

*Чтобы перейти к видовому разнообразию растений щелкните ссылку*

Местонахождение пруда отмечено на карт-схеме:

 

Задание 1.12 Организовать посадку местных видов деревьев и кустарников, создать на пришкольной территории «дикий луг» с целью увеличения разнообразия птиц и насекомых

Дата проведения: апрель-май 2021

Работу выполнили: учащиеся 6-7-8 классов ГУО «Средняя школа № 12 г.Витебска им. Л.Н.Филипенко».

Ответственные: Соломахина М.В. (6 «Д» класс), Ананенко Н.С. (6 «В» класс), Новикова А.Ю. (6 «Г» класс), Воронина В.В. (6 «А» класс), Станевич М.О. (7 «А» класс),Белоус М.Л. (7 «Б» класс), Волес Н.Ю.(7 «В» класс), Хомик И.Ш.(7 «Г» класс),  Архиповская И.В. (8 «А» класс)

С целью изучения различных связей, сложившиеся в природных биогеоценозах, для привлечения большего количества птиц и насекомых, увеличения их биоразнообразия на территории учреждения образования проведена практическая работа по посадке местных видов растений и кустарников и созданию «дикого луга».

Данной работе предшествовал подготовительный этап по изучению видового разнообразия деревьев, травянистых растений и кустарников, необходимых птицам и насекомым.

Было выявлено, что многих птиц привлекают плоды следующих деревьев и кустарников: дуб черешчатый, рябина обыкновенная, облепиха, ясень, бузина красная и черная, груша и яблоня, барбарис и жимолость. Лучшими ягодными растениями являются те, что сохраняют свои плоды до глубокой зимы, когда доступного корма для птиц в природе меньше всего. Это, например, боярышник и шиповник. Многие воробьиные особенно любят гнездиться в живой изгороди.

Многие виды растений уже произрастают на территории школы.

Также, было выявлено, что возле школы есть место для посадки дополнительных деревьев и кустарников.

Так, на территории школы были высажены саженцы яблони домашней, калины обыкновенной, барбариса пурпурного, ивы козьей, форзиции.

Кроме того, на пришкольной территории заложен «дикий луг» – нескашиваемый летом участок газона (участок позднего кошения – не ранее августа. Здесь насекомые находят укрытие, а многие птицы смогут найти себе корм в виде семян растений и беспозвоночных.  Таким образом можно увеличить биоразнообразие пришкольной территории за счет птиц и насекомых.

*Чтобы перейти к видеоотчету щелкните фото в рамке*

13   14

12   31

Расположение территории «Дикого луга» отмечено на карт-схеме пришкольной территории.

Задание 1.13 Посетить и собрать информацию о ближайшей к учебному заведению особо охраняемой природной территории (заказник, заповедник, нацпарк, памятник природы, если это территория, а не охраняемый объект).

Дата проведения: февраль-март 2021

Работу выполнили: учащиеся 5-9 классов ГУО «Средняя школа № 12 г.Витебска им. Л.Н.Филипенко».

Ответственные: Классные руководители 5-9 классов

В период реализации проекта, учащимися, совместно с классными руководителями, в ноябре, марте и апреле был посещен Витебский заказник с целью изучения видового разнообразия животных и растений, обитающих на охраняемой территории. Изучены краснокнижные виды растений и животных, с помощью Google-карт составлена картосхема заказника, и сделан видеоотчет.

*Чтобы перейти к видеоролику щелкните фото*

Картосхема Витебского заказника:

Учащаяся 10 «А» класса, Карпова Евгения, посетила Березинский биосферный заповедник, основываясь на своих наблюдениях и работе с дополнительными источниками информации, составила свой отчет, с которым приняла участие в конкурсе.

Конкурсная работа в номинации 4.5. Педагогический вестник «Зеленый репортер»: «Жемчужина Белорусского Поозерья»

Чтобы перейти к конкурсной работе щелкните ссылку