Задание 5.1 Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования
Дата проведения: Октябрь-апрель 2020-2021
Работу выполнили: учащиеся 6-х классов ГУО «Средняя школа № 12 г.Витебска им. Л.Н.Филипенко».
Ответственные: Воронина В. В. (6 «А» класс), Малюченко Н. Н. (6 «Б» класс), Ананенко Н. С. (6 «В» класс), Новикова А. Ю.(6 «Г» класс), Соломахина М. В. (6 «Д» класс)
В период осенних и зимних каникул, учащиеся 6 параллели, под руководством учителя биологии, Соломахиной М.В., провели исследования по изучению степени загрязнения атмосферного воздуха методом лихенондикации. Лихеноиндикация – это определение качества атмосферного воздуха с помощью лишайников. Лишайники, среди растений, являются самыми чувствительными индикаторами общего загрязнения воздуха. Изучив методику, поставив перед собой цели и задачи и получив напутственные рекомендации от наставника, ребята приступили к проведению исследований.
Цель работы:
- изучение состояния атмосферы пришкольной территории методом лихеноиндикации.
Задачи:
- выявить балл встречаемости различных типов лишайников на пришкольной территории (для нескольких учётных площадок);
-вычислить показатель проектного покрытия для нескольких учётных площадок;
- Сделать вывод о степени загрязнённости воздуха в пределах пришкольной территории
Выполнение исследовательской работы.
- Определены 3 учетных площадки.
Пробная площадка № 1 - партерная зона.
Ссылка на отчет по результатам исследования партерной зоны
Пробная площадка № 2 - рекреационная зона
Ссылка на отчет по результатам исследования рекреационной зоны
Пробная площадка № 3 - вблизи автостоянки жилого сектора
Ссылка на отчет по результатам исследования зоны вблизи автостоянки жилого сектора
- По результатам исследования произведены расчеты и сделаны общие выводы о качестве атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования «Средняя школа №12 г.Витебска имени Л.Н. Филипенко»
*Чтобы перейти к общим выводам по результатам проведенных исследований щелкните фото*
Задание 5.2 Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования.
Дата проведения: январь 2021
Работу выполнили: учащиеся 6-х классов ГУО «Средняя школа № 12 г.Витебска им. Л.Н.Филипенко».
Ответственные: Воронина В. В. (6 «А» класс), Малюченко Н. Н. (6 «Б» класс), Ананенко Н. С. (6 «В» класс), Новикова А. Ю.(6 «Г» класс), Соломахина М. В. (6 «Д» класс)
Одним из надежных косвенных методов исследования уровня загрязнения атмосферы является мониторинг снежного покрова. Снежный покров обладает рядом свойств, делающих его удобным индикатором загрязнения не только самих атмосферных осадков, но и атмосферного воздуха, а также последующего загрязнения вод и почв. Отбор проб снежного покрова чрезвычайно прост и не требует сложного оборудования. А всего лишь одна проба по всей толщине снежного покрова дает представительные данные о загрязнении в период от образования устойчивого снежного покрова до момента отбора пробы.
Исследование включило несколько последовательных этапов.
Этап 1. Отбор проб снежного покрова
В трех местах вырезаны отдельные керны на полную глубину залегания снежного покрова без захвата частиц грунта с площадок размером 1.5x1,5 м:
Проба № 1 – территория автостоянки жилого сектора вблизи СШ № 12
Проба № 2 – территория СШ № 12
Проба № 3 – вдоль проезжей части (вблизи ОАО «Витязь»)
Этап 2. Визуальное исследование снежного покрова
Ссылка на полный отчет по второму этапу исследования
Этап 3. Определение физических свойств талого снега
Ссылка на полный отчет по третьему этапу исследования
Этап 4. Определение химических свойств талого снега
Определения ионов железа Fe3+ (качественное)
Определения ионов свинца Pb2+ (качественное)
Определение ионов Cu2+ (качественное)
Определение ионов хлора Cl- (качественное)
Определение сульфат ионов SO42- (качественное)
Ссылка на полный отчет по четвертому этапу исследования
Задание 5.3 Оценить уровень загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств (по концентрации углерода) в микрорайоне учреждения образования.
Дата проведения: март 2021
Работу выполнили: учащиеся 9-х - 10-х классов ГУО «Средняя школа № 12 г.Витебска им. Л.Н.Филипенко».
Ответственные: Ананенко Н. С., учитель географии, Соломахина М. В., учитель биологии, Прокуденко С.Е., учитель химии (9 «Д» класс), Приходько А.В. (9 «А» класс), Лысенко Т. Г. (9 «Б» класс), Лебедева Е. А. (9 «В» класс), Клименкова Е.Н. (9 «Г» класс), Артемёнок А. Г. (10 «А» класс), Пучек А. Н. (10 «Б» класс),
Оценка уровня загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств (по концентрации углерода) в микрорайоне учреждения образования, производилась в соответствии с МВИ.МН 5561-2016 «Методика выполнения измерений массовой концентрации оксида углерода в атмосферном воздухе электрохимическим методом». Для проведения исследования, учащиеся воспользовались датчиком содержания углекислого газа в воздухе ДУ–1. Датчик подсоединен к компьютеру, на котором уставлена программа, производящая соответствующие расчеты:
Таблица 1. Результаты измерений
№ пробы |
Время отбора пробы |
Место отбора пробы |
Концентрация углерода оксида, ppm, мг/м3, % объемной доли. |
|||
I измерение |
II измерение |
III измерение |
Среднее значение |
|||
1 |
11.08 |
Территория школы |
ppm = 524,36 мг/м3 = 957,33285 % об.д. = 0,0524 |
ppm = 532 мг/м3 = 971,28133 % об.д. = 0,0532 |
ppm = 529 мг/м3 = 965,80418 % об.д. = 0,0529 |
ppm = 528,45 мг/м3 = 964, 80004 % об.д. = 0, 05285 |
2 |
11.20 |
Проезжая часть, пр-т Московский |
ppm =634,58 мг/м3 = 1158,5633 % об.д. = 0,06346 |
ppm =635,55 мг/м3 = 1160,3343 % об.д. = 0,06356 |
ppm =637,78 мг/м3 = 1164, 40565 % об.д. = 0,06378 |
ppm =635, 97 мг/м3 = 1161, 1011 %об.д.= 0, 0636 |
3 |
11.31 |
Автостоянка жилого сектора вблизи территории школы |
ppm =631,18 мг/м3 = 1152,35592 % об.д. = 0,06312 |
ppm =678 мг/м3 = 1237,83598 % об.д. = 0,0678 |
ppm =584,86 мг/м3 = 1067,7887 % об.д. = 0,05849 |
ppm =631, 347 мг/м3 = 1152,66082 %об.д.= 0,06313 |
Ссылка на графики исследований.
Общие выводы по результату исследования:
Основываясь на данные Википедии: Углеки́слый газ (CO2, или диоксид углерода) в атмосфе́ре Земли́ является компонентой с незначительной концентрацией в современной земной атмосфере, концентрация углекислого газа в сухом воздухе составляет 0,02—0,045 об. % (250—450 ppm), можно сделать следующие выводы и дать оценку уровню загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств (по концентрации углерода) в микрорайоне учреждения образования:
- Данные наших исследований показывают, что концентрация CO2, в приземном слое атмосферы превышает стандартные показатели минимально на 0, 00785% по объему (территория школы) и максимально на 0, 01813% по объему (проезжая часть, пр-т Московский);
- Вместе с тем радует, что наиболее чистой зоной, из исследуемых нами, оказалась территория нашего учреждения образования;
- Но, данные исследований четко показывают на необходимость принятия мер, направленных на очистку приземного слоя атмосферы от выбросов автотранспортных средств, в частности, диоксида углерода, CO2;
- Реализацию мероприятий по очистке приземного слоя атмосферы от выбросов автотранспортных средств мы видим в следующем:
- Снижение использования старого автотранспорта, двигателя которых, выработав свой ресурс, выбрасывают больше загрязняющих веществ в атмосферу, за счет неполного сгорания топлива в их двигателях внутреннего сгорания,
- Внедрение в автопроизводство двигателей, способных работать на более экологичном топливе: биотопливе, электромобилей;
- Вынесение парковочных мест с дворовой территории жилых домов;
Увеличить процент озеленения обочин проезжей части, дворовых территорий за счет посадки декоративных деревьев и кустарников.
Задание 5.4 Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования и разработать памятки по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования.
Дата проведения: февраль 2021
Работу выполнили: учащиеся 6-х, 9-х - 10-х классов ГУО «Средняя школа № 12 г.Витебска им. Л.Н.Филипенко».
Ответственные: Ананенко Н. С., учитель географии, Соломахина М. В., учитель биологии, Прокуденко С.Е., учитель химии (9 «Д» класс), Приходько А.В. (9 «А» класс), Лысенко Т. Г. (9 «Б» класс), Лебедева Е. А. (9 «В» класс), Клименкова Е.Н. (9 «Г» класс), Артемёнок А. Г. (10 «А» класс), Пучек А. Н. (10 «Б» класс), классные руководители 6-х классов.
Причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования
*Чтобы перейти по ссылке щелкните ссылку*
Задание 5.5 Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования.
Дата проведения: март-апрель 2021
Работу выполнили: учащиеся 8-х, 9-х классов ГУО «Средняя школа № 12 г.Витебска им. Л.Н.Филипенко».
Ответственные: Ананенко Н. С., учитель географии, Соломахина М. В., учитель биологии, Прокуденко С.Е., учитель химии (9 «Д» класс), Приходько А.В. (9 «А» класс), Лысенко Т. Г. (9 «Б» класс), Лебедева Е. А. (9 «В» класс), Клименкова Е.Н. (9 «Г» класс), классные руководители 8-х классов.
Учащимися при помощи администрации школы и классных руководителей составлен план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в районе учреждения образования.
План действий ГУО «Средняя школа №12 г. Витебска
имени Л.Н. Филипенко» по минимизации загрязнения
атмосферного воздуха на период 2020-2021 гг.
1 |
Ведение информационно просветительской работы по формированию экологической культуры у работников учреждения образования. |
В течение года. |
2 |
Высадка в пределах санитарно-защитной зоны учреждения образования деревьев и кустарников, наиболее эффективно очищающих воздух. |
Май. |
3 |
Установка автоматического шлагбаума на подъезде к пришкольной территории. |
Август. |
4 |
Оснащение учреждения образования приборами для мониторинга загрязнения воздуха (многофункциональный газовый анализатор атмосферного воздуха). |
Июнь. |
5 |
Проведение акции для законных представителей учащихся «День без автомобиля!» с вручением памятных «конфет». |
Ежемесячно |
6 |
Проведение озеленения придорожной полосы. |
Октябрь, апрель-май |
7 |
Проведение мероприятий, посвященных празднованию «Международного для чистого воздуха для голубого неба!»; «Международного дня защиты озонового слоя» |
07.09.2021
16.09.2021 |
8 |
Проведение конкурса листовок «Чистый воздух – наше богатство!» |
Январь. |
9 |
Проведение конкурса рисунков на асфальте «Сохраним воздух чистым!» |
Сентябрь. |
10 |
Проведение акции «Озеленим школу вместе!» |
Сентябрь, май. |
11 |
Оснастить классы воздухоочистителями (принудительная вентиляция), с целью обеспечения дополнительного воздухообмена. |
В течение года. |
12 |
Поддержание параметров температуры воздуха в классах в зимнее время 18-22 0С, и относительной влажности воздуха 30-60 %. |
В течение года. |
Задание 5.6 Выполнить план действий на год по минимизации загрязнения атмосферного воздуха а микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования
Дата проведения: март-апрель 2021
Работу выполнили: учащиеся 1-11-х классов ГУО «Средняя школа № 12 г.Витебска им. Л.Н.Филипенко».
Ответственные: Ананенко Н. С., учитель географии, Соломахина М. В., учитель биологии, Прокуденко С.Е., учитель химии (9 «Д» класс), Приходько А.В. (9 «А» класс), Лысенко Т. Г. (9 «Б» класс), Лебедева Е. А. (9 «В» класс), Клименкова Е.Н. (9 «Г» класс), классные руководители 1-11-х классов.
Акция «День без автомобиля!»
22 сентября 2020 года в Республике Беларусь прошла всемирная акция «День без автомобиля». ГУО «Средняя школа № 12 г. Витебска им. Л.Н. Филипенко» ежегодно активно присоединяется к этой акции. Так как более 80% загрязнения атмосферы приходится на долю автотранспорта, то данная акция проводится с целью привлечь внимание к проблемам, связанным с влиянием автомобильного транспорта на качество атмосферного воздуха, здоровье человека и призвана снизить негативное воздействие транспорта на окружающую среду подтолкнув людей к использованию альтернативных способов передвижения. Если отказаться от использования личного авто, пусть даже на один день, это уже существенно снизит выбросы вредных веществ в атмосферу. С этой целью, в нашей школе ежемесячно пропагандируется использование альтернативных транспортных средств, а учащиеся дружно присоединяются к реализации данных мероприятий.
(Ссылка для просмотра исследовательской работы)
*Чтобы перейти по ссылке щелкните ссылку*
В канун экологического праздника, Дня ЗЕМЛИ, проводимого в 2021 году 22 апреля, среди учащихся нашего учреждения образования проведен конкурс листовок «Чистый воздух – наше богатство!»
(Ссылка для просмотра QR- и штрих-кодов буклета)
*Чтобы перейти по ссылке щелкните ссылку*
В марте 2021 года стартовала акция: «Озеленим школу вместе!». Учащаяся 8 «А» класса, Попова Виктория, под руководством учителя биологии, Соломахиной М. В., изучила историю комнатного цветоводства, проанализировала, какие растения чаще всего выращиваются в помещени-ях.
С результатами проведенного исследования Виктория выступила пе-ред командирами классов на заседании, приуроченном озеленению шко-лы, а также приняла участие в конкурсе «Зеленый дом» в номинации «Комнатные растения в интерьере».
(Ссылка для просмотра исследовательской работы)
*Чтобы перейти по ссылке щелкните ссылку*
Конкурс рисунков на асфальте «Сохраним воздух чистым!»
Погожим майским днем стартовала акция «Чистый воздух в чистом городе». Активное участие в ней приняли учащиеся 1-4 классов. Рисунком на асфальте ребята решили привлечь внимание к проблеме загрязнения атмосферы. Таланту детей, их креативности и смысловой задумке не перестаешь восхищаться, ведь каждый ребенок, в своем рисунке старался передать нехитрые и вполне выполнимые способы природоохранных действий. Яркими красочными рисунками детей пестрел весь школьный двор.