Методические рекомендации

Методические рекомендации по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся 8-11 классов учреждений общего среднего образования в декабре

21.12.2023
развернуть

Материалы для проведения ШАГа размещены на национальном образовательном портале

https:// vospitanie.adu.by // Школа Активного Гражданина / ШАГ для VIII-XI классов: информационные материалы, презентации / ШАГ 21 декабря 2023 года.

 

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»

 

На первом этапе актуализируются знания о культуре и искусстве Республики Беларусь с помощью интерактивной викторины «Мы узнаём», которая даст возможность учащимся активно проявить себя, в том числе используя знания, полученные в ходе мероприятий проекта «ШАГ» в 2022/2023 уч. г.

В информационных материалах содержится информация для ответа на вопросы викторины и обсуждения по каждому вопросу. Рекомендуем вовлечь в разговор как можно больше учащихся.

 

Блок Интерактивная викторина «Мы узнаём»

 

В своих выступлениях Президент Республики Беларуси А.Г. Лукашенко отмечал: «Мы должны сделать все для того, чтобы сберечь и приумножить наше культурное наследие, воспитать на нем новое поколение. Беларусь, безусловно, страна талантливых людей. У нас созданы условия для раскрытия, реализации творческого потенциала». https://president.gov.by/ru/quotes/category/o-duhovnosti-i-kulture

 

  1. Назовите музейные сокровищницы Беларуси.
  2. Назовите значимые объекты Республики Беларусь, которые включены в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
  3. Центром каких международных театральных, музыкальных и кинофестивалей является Беларусь?
  4. Какой республиканской акции посвящен данный видеоролик? Какова цель этой акции?
  5. В дни новогодних и рождественских праздников стало доброй традицией чествовать заслуженных граждан нашей республики, внесших значительный вклад в дело сохранения духовных ценностей. Как называется эта премия? Кому и за какие заслуги она присуждается в области культуры и искусства?

 

В фокусе обсуждения: духовное возрождение, историко-культурные ценности белорусского народа, самобытность культуры, духовные ценности и традиции, национальная гордость, сохранение национального культурного наследия, нравственный фундамент нации, патриотизм, наиболее значимые объекты наследия; охрана историко-культурного наследия как обязательное условие устойчивого развития государства, укрепления его престижа в международном сообществе.

 

Далее ведущий предлагает познакомиться с деятелями культуры и искусства (см. презентацию «Родина моя Беларусь в лицах. Хранители прекрасного (о деятелях культуры и искусства)».

 

ШАГ 2. Знакомство с земляком, деятелем культуры и искусства.

 

Кандидатуры для знакомства и приглашения на мероприятия «ШАГа» определяются в учреждении образования в ходе предварительной подготовки совместно учащимися и учителями. Можно использовать приложение «Информация для использования при подготовке мероприятий республиканского информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина». При организации работы на данном этапе важно помнить, что не только высокие награды, звания и должности свидетельствуют о том, что вклад человека в развитие своей страны достоин высокой оценки. Ежедневный кропотливый добросовестный труд, забота о своей семье, активная гражданская позиция, любовь к своему делу, Родине, приверженность нравственным идеалам – это то, что, бесспорно, можно отнести к характеристикам лучших белорусов.

Данный этап может быть проведен с приглашенными как брифинг[1] или с использованием формата телевизионного проекта «100 вопросов взрослому»[2].

 

Примерные вопросы приглашенному:

  • Если Вы принимали или сейчас принимаете участие в социальных проектах (акциях), поделитесь своими впечатлениями.
  • Как вы считаете, какую роль играет культура в патриотическом воспитании населения?
  • Какова роль учреждений культуры в формировании активной гражданской позиции молодежи?
  • Как давно Вы работаете в сфере культуры?
  • Что послужило причиной выбора именно этой сферы творчества?
  • Какие трудности Вы испытывали в своей профессиональной деятельности и как их преодолели?
  • Как Вы оцениваете результат своей работы?
  • Считаете ли Вы, что Вам повезло в жизни (в творчестве)? Что Вы можете сказать в отношении везения?
  • Успех – это удача или работа над собой?
  • Что Вы можете посоветовать творческим людям для достижения ими успеха?
  • Наверняка у Вас в работе бывали курьезные случаи. Можете рассказать об одном из них?
  • Какое место в Вашей жизни занимают книги?

 

При отсутствии возможности пригласить земляка, деятеля культуры и искусства, инициативная группа учащихся готовит презентацию, посвященную данному земляку (землякам) и представляет ее. Презентация может включать аудиоматериалы, видеосюжеты, в том числе снятые самими учащимися, с интервью, воспоминаниями, пожеланиями и т.д. Ведущий организует с учащимися обсуждение полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия.

 

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий подводит итоги.

- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?

– Знакомы ли вы с результатами труда номинантов премии «За духовное возрождение» в 2022 году? Если знакомы, расскажите, как творчество этих деятелей искусства способствует духовному возрождению Беларуси.

– Кого вы (ваш школьный коллектив) могли бы рекомендовать как кандидата на эту высокую премию? Чему может быть посвящено творчество претендента на премию? Какими качествами он должен обладать?

Белорусская земля взрастила много выдающихся представителей культуры и искусства. Среди них знаковые личности, о которых знают все: Наполеон Орда, Марк Шагал, Иван Хруцкий, Михаил Савицкий, Янка Мавр, Владимир Каризна, Владимир Мулявин... Всем им присущи такие качества, как разносторонняя одаренность, целеустремленность, сила воли, мудрость, стремление к самообразованию и саморазвитию, любовь к своей Родине. Жизненные примеры известных людей – один из главных факторов влияния на становление личности, формирование приоритетов и ценностей.

Но остается огромное количество наших соотечественников, мало известных широкому кругу, и тем не менее они тоже являются гордостью нашей страны.

– Представьте, что для потомков создается специальная капсула времени, в которой собирается наиболее значимая информация о творческих людях Беларуси нашего времени. Если бы вы создавали такую капсулу, сведения о ком бы вы поместили в данную капсулу и почему?

[1] Брифинг – краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу.

[2] В основе технологии проект «100 вопросов взрослому», который транслируется в эфире телеканала «Беларусь 1». Это ток-шоу, в котором известные люди страны отвечают на вопросы детей.

свернуть

Методические рекомендации по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся 8-11 классов учреждений общего среднего образования в ноябре 2023 года

23.11.2023
развернуть

Материалы для проведения ШАГа размещены на национальном образовательном портале

https://vospitanie.adu.by//Школа Активного Гражданина/ШАГ для VIII-XI классов: информационные материалы, презентации/ШАГ 23 ноября 2023 года.

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ».

 

Сегодня промышленные предприятия Республики Беларусь производят всю транспортную линейку: велосипеды, мотоциклы, легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, поезда и вагоны, тракторы и другие машины для сельского хозяйства, аэродромную и шахтную технику, технику для дорожного строительства и лесопромышленного комплекса, грузовые автомобили, в том числе самые большие в мире карьерные самосвалы, металлопродукцию, станки, микро- и оптоэлектронику, лазерную технику и электротехническую продукцию.

 

Президент Республики Беларуси А. Г. Лукашенко отметил: «Никто никогда ничего не сделает без неимоверного труда. … Только труд, знания, образование».

https://za-belarus.belta.by/industry

Президент Республики Беларусь на встрече с активом Гомельской области отметил, что «без деревни, без земли, без сельского хозяйства не прожить».

В наших силах возродить заброшенные поля, вернуть нашей земле плодородие и силу. Для этого требуются образованные, знающие свое дело, бережливые, всей душой готовые трудиться на этой земле люди. На свете много профессий, но профессия «выращивать хлеб» – самая достойная и благородная, а в последнее время еще и актуальная. Это значит, что мы, будущее нашей планеты, должны осваивать аграрные профессии.

 

На первом этапе актуализируются знания о промышленности и сельском хозяйстве Республики Беларусь с помощью интерактивной викторины «Мы узнаем», которая даст возможность учащимся активно проявить себя, в том числе используя знания, полученные в ходе мероприятий проекта «ШАГ» в 2022/2023 уч. г.

В информационных материалах содержится информация для ответа на вопросы викторины и обсуждения по каждому вопросу. Рекомендуем вовлечь в разговор как можно больше учащихся.

 

Блок Интерактивная викторина «Мы узнаем»

 

  1. С 10 по 13 июля 2023 года на площадке выставочного центра «Екатеринбург-Экспо» в Екатеринбурге (Российская Федерация) прошла международная выставка ИННОПРОМ. Беларусь впервые выступила в качестве страны-партнера. Как вы думаете, чем удивили посетителей белорусские промышленные предприятия БЕЛАЗ, МАЗ, МТЗ, «АМКОДОР», «Гомсельмаш», BKM Holding («Белкоммунмаш»), «Белнефтехим»?
  2. Какие экологичные виды транспорта производятся в Беларуси?
  3. Что представляет собой промышленный туризм и агротуризм в Беларуси?
  4. Что и почему в Беларуси называют красным золотом химической промышленности?
  5. Ежегодно в третье воскресенье ноября свой профессиональный праздник отмечают работники сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса. Как называется ежегодный республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села и какова его цель?

В фокусе обсуждения: суверенная Беларусь, отрасли машиностроения, национальные бренды в сфере транспортного машиностроения, отрасли экономики, качественную работу которых обеспечивает белорусское машиностроение, экологичные виды транспорта; калийные соли и современная медицина; промышленный туризм, востребованность химической продукции на внутреннем рынке страны и за рубежом, престиж аграрных профессий, особенности труда в области сельского хозяйства, требования к личностным качествам тружеников, социальное развитие села, героизм сельских тружеников, высококвалифицированные кадры, уважение к людям труда, чувство гордости за профессию родителей и земляков, положительная мотивация к трудовой профессиональной деятельности.

Далее ведущий предлагает познакомиться с тружениками промышленного производства, сельского хозяйства (см. презентацию «Родина моя Беларусь в лицах. В этой красе величавой есть доля труда моего (о тружениках промышленности и сельского хозяйства)»).

 

ШАГ 2. Знакомство с земляком, успешным тружеником производства, сельского хозяйства.

 

Кандидатуры для знакомства и приглашения на мероприятия «ШАГа» определяются в учреждении образования в ходе предварительной подготовки совместно учащимися и учителями. Можно использовать приложение «Информация для использования при подготовке мероприятий республиканского информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина». При организации работы на данном этапе важно помнить, что не только высокие награды, звания и должности свидетельствуют о том, что вклад человека в развитие своей страны достоин высокой оценки. Ежедневный кропотливый добросовестный труд, забота о своей семье, активная гражданская позиция, любовь к своему делу, Родине, приверженность нравственным идеалам – то, что, бесспорно, можно отнести к характеристикам лучших белорусов.

 

Данный этап может быть проведен с приглашенными в виде брифинга[1] или с использованием формата телевизионного проекта «100 вопросов взрослому»[2].

 

Примерные вопросы приглашенному:

Расскажите о своей профессии.

С кем или с чем связан выбор Вашей профессии?

Какой путь получения профессии Вы прошли?

Каких знаний и умений требует Ваша профессия?

Были ли трудности в овладении профессией? Если да, то, что помогало Вам их преодолеть?

Что позволило Вам состояться в профессии? Добиться успехов?

Что необходимо для того, чтобы стать профессионалом своего дела?

Что представляет собой Ваш рабочий день? В каких условиях Вы работаете?

Повторили бы Вы выбор данной профессии, если бы была возможность все начать сначала?

Если Ваш сын (дочь) решит пойти по Вашим стопам, как Вы к этому отнесетесь?

Что для Вас значат сфера вашей деятельности и люди, работающие в ней?

Что бы Вы посоветовали тем, кто собирается выбрать данную профессию?

 

При отсутствии возможности пригласить земляка, успешного труженика производства или сельского хозяйства, инициативная группа учащихся готовит презентацию, посвященную данному земляку (землякам) и представляет ее. Презентация может включать аудиоматериалы, видеосюжеты, в том числе снятые самими учащимися, с интервью, воспоминаниями, пожеланиями и т.д. Ведущий организует с учащимися обсуждение полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия.

 

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий подводит итоги.

- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?

– Какие из услышанных сегодня фактов удивили вас? Почему?

– Кто из вас может сказать, что он является представителем династии хлеборобов, другой важной профессии, о которой сегодня упоминали? Готовы ли вы продолжить главный труд нескольких поколений своей семьи?

– Если кто-либо из вас хочет связать свою будущую профессиональную деятельность с одной из отраслей сельского хозяйства или промышленности, поделитесь своими планами на будущее.

 

Год за годом постепенно в нашей стране были модернизированы советские промышленные гиганты, модернизировано сельское хозяйство, созданы инновационные производства. Были возведены агрогородки, больницы, школы и детские сады, дороги и мосты, библиотеки и стадионы.

Достижения в разных отраслях народного хозяйства дают белорусам повод гордиться своей страной и стремиться делать ее богаче и сильнее.

Стране нужны образованные, хозяйственные, знающие свое дело, бережливые, всей душой готовые трудиться на благо своей Родины люди.

 

Следующая тема: «Родина моя Беларусь в лицах. Хранители прекрасного (о деятелях культуры и искусства)»

 

[1] Брифинг – краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу.

[2] В основе технологии проект «100 вопросов взрослому», который транслируется в эфире телеканала «Беларусь 1». Это ток-шоу, в котором известные люди страны отвечают на вопросы детей.

свернуть

Методические рекомендации по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся 8-11 классов учреждений общего среднего образования в октябре 2023 года

26.10.2023
развернуть

Материалы для проведения ШАГа размещены на национальном образовательном портале

https:// vospitanie.adu.by // Школа Активного Гражданина / ШАГ для VIII-XI классов: информационные материалы, презентация / ШАГ 26 октября 2023 года.

 

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ».

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. В семье человек рождается не только физически, но и духовно. Семья – это дом, место, где уютно и спокойно, где всегда поймут и поддержат, помогут решить проблемы и искренне разделят радость. Очень важно, чтобы семья была прочной и полной.

На первом этапе актуализируются знания о роли семьи в жизни человека, общества и государства с помощью интерактивной викторины «Мы узнаем», которая даст возможность учащимся активно проявить себя, в том числе используя знания, полученные в ходе мероприятий проекта «ШАГ» в 2020/2021 уч. г.

В информационных материалах содержится информация для ответа и обсуждения по каждому вопросу. Рекомендуем вовлечь в разговор как можно больше учащихся.

Блок Интерактивная викторина «Мы узнаем»

  1. Согласно ст. 32 Конституции Республики Беларусь, брак как союз женщины и мужчины, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Какую поддержку получает семья в нашей стране?
  2. Кому и за что вручается эта государственная награда – ?
  3. 3.Каковы обязанности детей по отношению к семье и родителям?
  4. С 2012 г. в Беларуси проводится конкурс «Семья года». Какова его цель?
  5. Каким праздничным днем начинается и каким заканчивается Неделя родительской любви? Как вы считаете, насколько она значима для сохранения духовно-нравственных ценностей семьи?

Далее ведущий предлагает познакомиться с людьми, которые успешны в воспитании детей, семейной жизни (см. презентацию «Родина моя Беларусь в лицах. Семья – начало всех начал»).

ШАГ 2. Знакомство с земляком, успешным в воспитания детей, семейной жизни.

Кандидатуры для знакомства и приглашения на мероприятия «ШАГа» определяются в учреждении образования в ходе предварительной подготовки совместно учащимися и учителями. Можно использовать информацию, представленную Министерством труда и соцзащиты, облисполкомами и Мингорисполкомом. При организации работы на данном этапе важно помнить, что не только высокие награды, звания и должности свидетельствуют о том, что вклад человека в развитие своей страны достоин высокой оценки. Ежедневный кропотливый добросовестный труд, забота о своей семье, активная гражданская позиция, любовь к своему делу, Родине, приверженность нравственным идеалам – то, что, бесспорно, можно отнести к характеристикам лучших белорусов.

Данный этап может быть проведен с приглашенными на встречу в виде брифинга[1] или с использованием формата телевизионного проекта «100 вопросов взрослому»[2].

Примерные вопросы приглашенному:

Считаете ли Вы, что семья является важной составляющей общества?

Есть мнение, что семья – это общество в миниатюре. Что Вы думаете по этому поводу?

Как Вы относитесь к суждению, что единение в стране должно начинаться с единения в семье?

Какие ценности, на Ваш взгляд, лежат в основе семейного счастья?

Говорят, что семья – это бесконечное поле для работы, прежде всего над собой. Что Вы думаете по этому поводу?

Что дает семья современному человеку?

Существует мнение, что семью укрепляют традиции. Согласны ли Вы с этим утверждением? Расскажите о традициях Вашей семьи.

Какой, по Вашему мнению, может быть формула семейного счастья?

Что самое трудное в семейной жизни?

Как организована жизнь в Вашей семье?

Кто является главой семьи? Что значит быть главой семьи?

Какие качества Вы цените в членах Вашей семьи?

Какой любимый праздник Вашей семьи?

Как в Вашей семье строятся отношения с детьми?

Как Вы считаете, что самое главное в отношениях родителей и детей?

Есть ли у Вас хобби? Поддерживают ли его члены Вашей семьи?

В фокусе обсуждения: семейные ценности, семейные традиции, роль семьи в формировании гармоничной личности, семейное счастье, нравственные основы семьи, Неделя родительской любви, пример родителей, счастливая семья, любовь, верность, жертвенность, патриотизм.

При отсутствии возможности пригласить земляка, успешного в воспитания детей, семейной жизни, инициативная группа учащихся готовит презентацию, посвященную данному земляку (землякам) и представляет ее. Презентация может включать аудиоматериалы, видеосюжеты, в том числе снятые самими учащимися, с интервью, воспоминаниями, пожеланиями и т.д. Ведущий организует с учащимися обсуждение полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия.

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий подводит итоги.

- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?

- Объясните смысл высказывания В. А. Сухомлинского: «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». Как это выражение характеризует взаимосвязь понятий «семьянин – гражданин»?

Советский педагог Антон Семенович Макаренко писал: «Семья – очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, приносит счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение».

Следующая тема: «Родина моя Беларусь в лицах. В этой красе величавой есть доля труда моего» (о тружениках промышленности и сельского хозяйства)

[1] Брифинг – краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу.

[2] В основе технологии проект «100 вопросов взрослому», который транслируется в эфире телеканала

«Беларусь 1». Это ток-шоу, в котором известные люди страны отвечают на вопросы детей.

свернуть