Инновационный проект

«Внедрении модели формирования метапредметной компетентности обучающихся

в условиях цифровизации образования (вторая ступень общего среднего образования)»

Декада педагогического мастерства "Вершина творчества учителя"

01.03.2023
развернуть

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

развернуть

Цель инновационного проекта:

Выявить механизмы формирования у обучающихся на второй ступени общего среднего образования метапредметной компетентности в условиях цифровизации образования.

Задачи инновационного проекта:

  1. Выявить сущность и структуру метапредметного результата обучения на второй ступени общего среднего образования, уточнив его особенности для учащихся V–VI и VII–IX классов.
  2. Уточнить диагностическое обеспечение модели формирования комплекса метапредметной компетентности.
  3. Выявить особенности процесса формирования метапредметной компетентности обучающихся в процессе освоения ими учебных программ по различным учебным предметам в условиях цифровизации образования.
  4. Разработать технологическое и методическое обеспечение модели.
  5. Выявить организационно-педагогические условия эффективного функционирования модели в условиях цифровизации образования.

 

свернуть

КОНСУЛЬТАНТ ПРОЕКТА

развернуть

Гелясина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательного менеджмента Витебского государственного университета имени П. М. Машерова

свернуть

ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

развернуть

        Подготовительный этап (март 2022 года – август 2022 года)

  1. Ознакомление педагогов – участников инновационного проекта – с основными идеями. Обсуждение проекта на педагогическом совете.
  2. Организация методической учебы с привлечением научного консультанта.
  3. Создание творческой группы педагогов – реализаторов инновационного проекта. Разработка педагогами – участниками проекта – индивидуальных программ реализации инновационных идей на 2022/2023учебный год.
  4. Разработка индивидуальных программ самообразования педагогов по теме проекта.
  5. Диагностика инновационного потенциала педагогов, включаемых в работу по реализации проекта.
  6. Разработка системы управления деятельностью по внедрению в государственном учреждении образования «Средняя школа №12 г.Витебска имени Л.Н. Филипенко» модели формирования метапредметной компетентности на II ступени общего среднего образования в условиях цифровизации образования.
  7. Разработка научно-методического сопровождения проекта.
  8. Работа с родительской общественностью с целью ознакомления их с основными идеями проекта, обеспечения понимания значимости формирования у учащихся метапредметной компетентности, их положительном влиянии на академическую успешность, работа по формированию у родителей положительного отношения к осуществляемой инновационной деятельности и заинтересованности в успешности ее проведении, создание у родителей опережающего образовательного запроса на формирование у обучающихся метапредметной компетентности.

        Организационный (сентябрь-октябрь 2022 года)

  1. Осуществление консультационной работы по реализации инновационного проекта.
  2. Проведение входной диагностики с целью выявления уровня сформированности метапредметной компетентности у учащихся VII–IX классов..
  3. Корректировка маршрута индивидуального развития педагога согласно тематике и включенности в инновационную деятельность.
  4. Создание информационной образовательной среды школы по реализации инновационного проекта.
  5. Разработка комплекса условий (организационно-управленческих, информационно-методических, материально-технических, мотивационно-психологических), обеспечивающих эффективное внедрение модели формирования метапредметной компетентности учащихся в условиях цифровизации образования.
  6. Разработка локальной документации, регламентирующей деятельность в рамках реализации проекта.

         Реализационный этап (ноябрь 2022 года – март 2024 года)

  1. Работа по реализации планов осуществления инновационного проекта.
  2. Разработка дидактического обеспечения процесса формирования метапредметной компетентности учащихся на II ступени общего среднего образования в условиях цифровизации образования.
  3. Проведение учебных занятий, на которых будет осуществлено внедрение разработанного дидактического обеспечения.
  4. Осуществление мониторинговых исследований динамики уровня сформированности метапредметной компетентности обучающихся.
  5. Подведение промежуточных итогов, их коллегиальное обсуждение, апробация и презентация опыта.
  6. Осуществление научно-методического сопровождения процесса внедрения модели формирования метапредметной компетентности учащихся на II ступени общего среднего образования.
  7. Проведение обучающих занятий для педагогов, включенных в инновационный проект.

         Рефлексивно-аналитический этап (апрель – май 2024 года)

  1. Проведение выходной диагностики уровня сформированности метапредметной компетентности учащихся на II ступени общего среднего образования.
  2. Изучение, интерпретация и обобщение результатов внедрения модели формирования метапредметной компетентности учащихся на II ступени общего среднего образования в условиях цифровизации образования.
  3. Анализ эффективности внедряемых с целью формирования метапредметной компетентности технологий и разработанного дидактического обеспечения.
  4. Обобщение индивидуального и коллективного опыта, сформировавшегося в процессе реализации проекта. Оформление созданных материалов, подготовка к ознакомлению педагогической общественности с полученными результатами.
  5. Разработка методических рекомендаций, раскрывающих возможности внедрения модели формирования метапредметной компетентности учащихся на II ступени общего среднего образования в условиях цифровизации образования.
свернуть

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

развернуть

Формирование метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования рассматривается в качестве целевого ориентира, результата и необходимого фактора, обуславливающего повышение качества образования и достигается через реализуемые в единстве педагогические условия:

1) придание образовательному процессу таких характеристик как: гуманизм, вера в силы ребенка ориентация на его личностные потребности, продуктивность, событийность, контекстность, персонифицированность, многообразие культурных практик, самостоятельности, активности, педагогической поддержки;

2) обеспечение ориентации образовательного процесса на становление субъектности обучающихся, прирастающей от пятого к девятому классу и учебной самостоятельности обучающихся;

3) обогащение содержательного наполнения образования для обеспечения его культуросообразности, вариативности, опережающего характера, аксиологичности, интегрированности предметной и метапредметной составляющих, деятельностного характера;

4) разработка метапредметной составляющей содержания образования;

5) создание технологического обеспечения образовательного процесса, представленного информационно-компьютерными, исследовательскими, проектными, интерактивными, кооперативного обучения, рефлексивными, проблемного обучения; формирования умственных действий, формирования научных понятий, основанными на использовании моделей и схематических изображений, а также технологиями более узкого «функционального спектра»;

6) организация работы обучающихся с различными формами фиксации научного знания (факты, понятия, законы, теории, научные методы, вопросы, задачи, проблемы, гипотезы, модели, схемы) и способами его получения;

7) погружение обучающихся в разнообразные культурные практики через вовлечение в разнообразные виды деятельности;

8) цифровую трансформацию образовательного процесса путем создания и внедрения цифровых образовательных ресурсов, разработанных на основе эпистемологических сценариев.

 

Социально-экономический эффект от внедрения проекта заключается

а) в возможности обеспечить качество образования на второй ступени общего среднего образования;

б) в максимальном удовлетворении индивидуальных образовательных запросов и личностных потребностей обучающихся;

 в) в содействии развитию и максимальной реализации интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;

г) в создании условий для самоопределения обучающихся и осознанного выбора ими пути получения дальнейшего образования (в системе профессионального образования или на третьей ступени общего среднего образования с выбором профиля обучения);

д) в создании среды для самореализации, культурной идентификации, взросления личности и ее профессионального самоопределения;

 

свернуть

ИННОВАЦИОННАЯ ГРУППА

по реализации проекта «Внедрении модели формирования метапредметной компетентности обучающихся в условиях цифровизации образования (вторая ступень общего среднего образования)»
развернуть
  • Третьякова С.А., директор школы – общее руководство проектом;
  • Приставко Н.Г., заместитель директора по учебной работе – координатор проекта, организация работы группы по организационно-методическому
  • сопровождению инновационной деятельности, выявлению, изучению и обобщению инновационного опыта работы;
  • Глинко Ю.В., педагог-психолог – психолого-педагогическое сопровождение, мониторинг эффективности реализации инновационного проекта;
  • учителя-предметники, осуществляющие формирование метапредметных компетентностей в условиях цифровизации образования у учащихся на второй ступени общего среднего образования через учебные занятия

ФИО педагога

Должность

Категория

Тема исследования в 2022/2023 учебном году

1.       

Прокуденко С.Е.

Учитель химии

первая

Формирование универсально-логической компетенции средствами цифровизации образовательного процесса на уроках химии в 8 А

2.       

Антипенко Татьяна Германовна

Учитель белорусского языка и литературы

вторая

Развіццё універсальна-лагічнай і камунікатыўнай кампетэнцый праз візуалізацыю вучэбнай інформацыі і тэкст на ўроках беларускай мовы ў 5 В класе

3.       

Новикова Алеся Юрьевна

Учитель физики

первая

Формирование метапредметных компетенций в формате исследовательской деятельности в 8 "Г" классе

4.       

Ястребов Николай Иванович

Учитель информатики

Первая

Использование цифровых ресурсов на учебных занятиях по информатики  для формирования коммуникативной и информационной компетентностей у учащихся 9 «В» класса

5.       

Волес Надежда Юрьевна

Учитель английского языка

Первая

Использование иноязычных Интернет-ресурсов на уроках английского языка  для формирования коммуникативной компетентности у учащихся 9 «Б» класса

6.       

Русанова Наталья Николаевна

Учитель математики

Высшая

Формирование метапредметных результатов на уроках математики в 7 В классе в условиях информатизации образования

7.       

Малюченко Наталья Николаевна

Учитель русского языка и литературы

Первая

Развитие нравственной, интеллектуальной, эмоциональной и эстетической сферы личности на уроках русского языка и литературы через визуализацию в 5 Г классе

8.       

Луговцова Виктория Александровна

Учитель английского языка

Первая

Формирование метапредметных компетенций учащихся 9"В" класса на уроках английского языка путем использования интернет-ресурсов и мобильных технологий

9.       

Белоус Марина Леонидовна

Учитель русского языка и литература

первая

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русской литературы  у учащихся 9 "В" класса

10.  

Герасименкова Галина Анатольевна

Учитель истории

первая

Формирование метапредметных компетентций путем визуализации учебного материала на уроках истории в 6 "Д" классе.

 

свернуть

Театрализованная игра-путешествие «По дорогам Эллады»

29.11.2022
развернуть

В учреждение образования для учащихся 5-ых классов проведена игра по русской литературе «По дорогам Эллады». Школьникам были предложены конкурсы, направленные на формирование метапредметных и предметных компетенций в незнакомых, нестандартных, прикладных ситуациях, для решения которых потребуются знания из других предметных областей. Задания конкурсов игры разработаны с помощью онлайн-сервиса  Quizziz.

Игровая деятельность актуализирует коммуникативный опыт, формирует у учащихся умения выстраивать социальное поведения в заданных условиях. Театральная инсценировка мифов древней Греции способствовала развитию у обучающихся ключевых компетенций.

 

 

 

 

 

свернуть

Семинар «Метапредметная компетентность учащихся: компоненты и способы формирования»

16.11.2022
развернуть

          В учреждении образования для педагогов, участвующих  в реализации инновационного проекта, прошел семинар-практикум «Метапредметная компетентность учащихся: компоненты и способы формирования» в рамках постоянного действующего семинара «Формирование метапредметных компетенций учащихся на второй ступени общего среднего образования в условиях цифровизации образования».   

         На семинаре были рассмотрены основные компоненты метапредметной компетентности учащихся в условиях современного образования, методы и способы формирования предметных, метапредметных и личностных компетенций учащихся.          

Также педагоги-инноваторы познакомились с возможностями онлайн-сервисов Liveworksheets, Canva по созданию интерактивных рабочих листов и дидактических материалов.

  

свернуть

Методический практикум по ведению дневника участника инновационной деятельности

развернуть

12.10.2022  в учреждении образования состоялся методический практикум по ведению дневника участника инновационной деятельности в ходе которого участники инновационного проекта ознакомились со структурой дневников, требованиями по их ведению, а также получили необходимые методические рекомендации по их заполнению от координатора проекта, заместителя директора по учебной  работе Приставко Н.Г.  

свернуть

Результаты диагностики уровня профессиональной компетентности учителей – участников инновационного проекта

развернуть

Цель проведения данной методики – выявление уровня сформированности базовых компетентностей педагогов, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность.

По итогам проведения  данной методики были получены следующие результаты:

У 91% педагогов, участвующих в инновационной деятельности, высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Вера в силы и возможности обучающихся»: умение создавать ситуацию успеха для обучающихся; умение осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующееакадемическую активность;умение находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силыразвития;умение разрабатывать индивидуально ориентированные образовательные проекты. 9% испытывает частичные затруднения при разработке индивидуально ориентированных образовательных маршрутов.

У 82% педагогов - высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Интерес к внутреннему миру обучающихся»  предполагает: умение составить устную и письменную характеристику обучающегося, отражающую разные аспекты его внутреннего мира; умение выяснить индивидуальные предпочтения (индивидуальные образовательные потребности), возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается; умение построить индивидуализированную образовательную программу; умение показать личностный смысл обучения с учѐтом индивидуальных характеристик внутреннего мира. 18 % испытывают некоторые затруднения в  выстраивание педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся.

У 73 % педагогов - «Открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеологизированное мышление педагога)» (открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает свою точку зрения  единственно правильной. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции). 27 %  частично принимают интерес к мнениям и позициям учащихся.

У педагогов отмечен высокий уровень сформированности таких компетентностей как «Общая культура» (ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни; знание материальных и духовных интересов детей и молодѐжи; возможность продемонстрировать свои достижения), «позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе» (осознание целей и ценностей педагогической деятельности; позитивное настроение; желание работать; высокая профессиональная самооценка) и «эмоциональная устойчивость» (в трудных ситуациях педагог сохраняет  эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки; педагог не стремится избежать эмоционально напряжѐнных ситуаций) отмечен также у 80% участников проекта.

 Средний уровень сформированности такой базовой компетентности как «Умение перевести тему урока в педагогическую задачу» предполагает: знание образовательных стандартов и реализующих их программ; осознание единства темы урока и цели урока; владение конкретным набором способов перевода темы в задачу и отмечен у 64% педагогов, 36% испытывают некоторые затруднения.

У 55% педагогов высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Умение обеспечить успех в деятельности» (знание возможностей конкретных учеников; постановка учебных задач в соответствии с возможностями ученика; демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам). «Компетентность в педагогическом оценивании» (знание многообразия педагогических оценок; знакомство с литературой по данному вопросу; владение различными методами оценивания и их применение). «Умение превращать учебную задачу в личностно значимую» (знание интересов обучающихся, их внутреннего мира; ориентация в культуре; умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов). «Умение вести самостоятельный поиск информации».

         Все педагоги имеют высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в предмете преподавания» (возможности применения получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений; владение методами решения различных задач; свободное решение задач ЦТ, олимпиад).

         «Компетентность в методах преподавания» (обеспечивают индивидуальный подход и развитие творческой личности на уроках, демонстрируют личностно ориентированные методы образования) применяют

55 % педагогов.

Необходима дальнейшая работа в повышении уровня  «Компетентность в методах преподавания» и «Информационной компетентности» (знание нормативных методов и методик; демонстрация личностно ориентированных методов образования; наличие своих находок и методов, использование новых информационных технологий; использование в учебном процессе современных методов обучения).

свернуть

Семинар-практикум «Исследовательская деятельность педагога в рамках реализации инновационного проекта»

развернуть

С 2022/2023 учебного года в государственном учреждении образования «Средняя школа № 12 г.Витебска имени Л.Н. Филипенко» реализуется республиканский инновационный проект «Внедрение модели формирования метапредметной компетентности обучающихся в условиях информатизации образования (вторая ступень общего среднего образования)». Работа коллектива школы по реализации инновационного проекта направлена на решение задач путем проектирования собственных метапредметных учебных ситуаций и познавательных заданий на уроках с использованием цифровых образовательных ресурсов. Определена творческая группа педагогов-инноваторов, которые будут в новом учебном году строить свою образовательную практику с учетом инновационного проекта. В целевую группу инновационного проекта вошли учащиеся V – IX классов. 

05.09.2022 г. педагоги, включенные в инновационную деятельность, приняли участие в семинаре-практикуме «Исследовательская деятельность педагога в рамках реализации инновационного проекта». Для решения поставленных задач в рамках реализации проекта учителями были определены индивидуальные темы исследований и методические продукты, которые должны быть созданы в течение 2022/2023 учебного года. 

 

свернуть

Семинар-практикум «Метапредметный урок в условиях информатизации образования».

19.12.2022
развернуть

19 декабря в учреждении образования прошел семинар-практикум «Метапредметный  урок  в условиях информатизации образования». На данном семинаре педагогами были разработаны критерии, структура занятия, ориентированного на достижение метапредметных результатов.

свернуть

Педагогический совет «Формирование метапредметных компетенций обучающихся в условиях цифровизации образования»

29.12.2022
развернуть

29 декабря в учреждении образования прошел педагогический совет «Формирование метапредметных компетенций обучающихся в условиях цифровизации образования». Участники педагогического совета рассмотрели характеристики занятия, решающего метапредметные задачи, познакомились с различными формами и методами организации такого занятия.  Педагогами были рассмотрены образовательные технологии как одно из средств достижения метапредметных результатов обучения. В работе педагогического совета приняла участие консультант инновационного проекта Гелясина Е.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательного менеджмента Витебского государственного университета имени П. М. Машерова.

свернуть