«Внедрении модели формирования метапредметной компетентности обучающихся
в условиях цифровизации образования (вторая ступень общего среднего образования)»
«Внедрении модели формирования метапредметной компетентности обучающихся
в условиях цифровизации образования (вторая ступень общего среднего образования)»
Цель инновационного проекта:
Выявить механизмы формирования у обучающихся на второй ступени общего среднего образования метапредметной компетентности в условиях цифровизации образования.
Задачи инновационного проекта:
свернуть
Гелясина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательного менеджмента Витебского государственного университета имени П. М. Машерова
свернутьПодготовительный этап (март 2022 года – август 2022 года)
Организационный (сентябрь-октябрь 2022 года)
Реализационный этап (ноябрь 2022 года – март 2024 года)
Рефлексивно-аналитический этап (апрель – май 2024 года)
Формирование метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования рассматривается в качестве целевого ориентира, результата и необходимого фактора, обуславливающего повышение качества образования и достигается через реализуемые в единстве педагогические условия:
1) придание образовательному процессу таких характеристик как: гуманизм, вера в силы ребенка ориентация на его личностные потребности, продуктивность, событийность, контекстность, персонифицированность, многообразие культурных практик, самостоятельности, активности, педагогической поддержки;
2) обеспечение ориентации образовательного процесса на становление субъектности обучающихся, прирастающей от пятого к девятому классу и учебной самостоятельности обучающихся;
3) обогащение содержательного наполнения образования для обеспечения его культуросообразности, вариативности, опережающего характера, аксиологичности, интегрированности предметной и метапредметной составляющих, деятельностного характера;
4) разработка метапредметной составляющей содержания образования;
5) создание технологического обеспечения образовательного процесса, представленного информационно-компьютерными, исследовательскими, проектными, интерактивными, кооперативного обучения, рефлексивными, проблемного обучения; формирования умственных действий, формирования научных понятий, основанными на использовании моделей и схематических изображений, а также технологиями более узкого «функционального спектра»;
6) организация работы обучающихся с различными формами фиксации научного знания (факты, понятия, законы, теории, научные методы, вопросы, задачи, проблемы, гипотезы, модели, схемы) и способами его получения;
7) погружение обучающихся в разнообразные культурные практики через вовлечение в разнообразные виды деятельности;
8) цифровую трансформацию образовательного процесса путем создания и внедрения цифровых образовательных ресурсов, разработанных на основе эпистемологических сценариев.
Социально-экономический эффект от внедрения проекта заключается
а) в возможности обеспечить качество образования на второй ступени общего среднего образования;
б) в максимальном удовлетворении индивидуальных образовательных запросов и личностных потребностей обучающихся;
в) в содействии развитию и максимальной реализации интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;
г) в создании условий для самоопределения обучающихся и осознанного выбора ими пути получения дальнейшего образования (в системе профессионального образования или на третьей ступени общего среднего образования с выбором профиля обучения);
д) в создании среды для самореализации, культурной идентификации, взросления личности и ее профессионального самоопределения;
свернуть
№ |
ФИО педагога |
Должность |
Категория |
Тема исследования в 2022/2023 учебном году |
1. |
Прокуденко С.Е. |
Учитель химии |
первая |
Формирование универсально-логической компетенции средствами цифровизации образовательного процесса на уроках химии в 8 А |
2. |
Антипенко Татьяна Германовна |
Учитель белорусского языка и литературы |
вторая |
Развіццё універсальна-лагічнай і камунікатыўнай кампетэнцый праз візуалізацыю вучэбнай інформацыі і тэкст на ўроках беларускай мовы ў 5 В класе |
3. |
Новикова Алеся Юрьевна |
Учитель физики |
первая |
Формирование метапредметных компетенций в формате исследовательской деятельности в 8 "Г" классе |
4. |
Ястребов Николай Иванович |
Учитель информатики |
Первая |
Использование цифровых ресурсов на учебных занятиях по информатики для формирования коммуникативной и информационной компетентностей у учащихся 9 «В» класса |
5. |
Волес Надежда Юрьевна |
Учитель английского языка |
Первая |
Использование иноязычных Интернет-ресурсов на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетентности у учащихся 9 «Б» класса |
6. |
Русанова Наталья Николаевна |
Учитель математики |
Высшая |
Формирование метапредметных результатов на уроках математики в 7 В классе в условиях информатизации образования |
7. |
Малюченко Наталья Николаевна |
Учитель русского языка и литературы |
Первая |
Развитие нравственной, интеллектуальной, эмоциональной и эстетической сферы личности на уроках русского языка и литературы через визуализацию в 5 Г классе |
8. |
Луговцова Виктория Александровна |
Учитель английского языка |
Первая |
Формирование метапредметных компетенций учащихся 9"В" класса на уроках английского языка путем использования интернет-ресурсов и мобильных технологий |
9. |
Белоус Марина Леонидовна |
Учитель русского языка и литература |
первая |
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русской литературы у учащихся 9 "В" класса |
10. |
Герасименкова Галина Анатольевна |
Учитель истории |
первая |
Формирование метапредметных компетентций путем визуализации учебного материала на уроках истории в 6 "Д" классе. |
свернуть
В учреждение образования для учащихся 5-ых классов проведена игра по русской литературе «По дорогам Эллады». Школьникам были предложены конкурсы, направленные на формирование метапредметных и предметных компетенций в незнакомых, нестандартных, прикладных ситуациях, для решения которых потребуются знания из других предметных областей. Задания конкурсов игры разработаны с помощью онлайн-сервиса Quizziz.
Игровая деятельность актуализирует коммуникативный опыт, формирует у учащихся умения выстраивать социальное поведения в заданных условиях. Театральная инсценировка мифов древней Греции способствовала развитию у обучающихся ключевых компетенций.
свернуть
В учреждении образования для педагогов, участвующих в реализации инновационного проекта, прошел семинар-практикум «Метапредметная компетентность учащихся: компоненты и способы формирования» в рамках постоянного действующего семинара «Формирование метапредметных компетенций учащихся на второй ступени общего среднего образования в условиях цифровизации образования».
На семинаре были рассмотрены основные компоненты метапредметной компетентности учащихся в условиях современного образования, методы и способы формирования предметных, метапредметных и личностных компетенций учащихся.
Также педагоги-инноваторы познакомились с возможностями онлайн-сервисов Liveworksheets, Canva по созданию интерактивных рабочих листов и дидактических материалов.
12.10.2022 в учреждении образования состоялся методический практикум по ведению дневника участника инновационной деятельности в ходе которого участники инновационного проекта ознакомились со структурой дневников, требованиями по их ведению, а также получили необходимые методические рекомендации по их заполнению от координатора проекта, заместителя директора по учебной работе Приставко Н.Г.
свернутьЦель проведения данной методики – выявление уровня сформированности базовых компетентностей педагогов, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность.
По итогам проведения данной методики были получены следующие результаты:
У 91% педагогов, участвующих в инновационной деятельности, высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Вера в силы и возможности обучающихся»: умение создавать ситуацию успеха для обучающихся; умение осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующееакадемическую активность;умение находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силыразвития;умение разрабатывать индивидуально ориентированные образовательные проекты. 9% испытывает частичные затруднения при разработке индивидуально ориентированных образовательных маршрутов.
У 82% педагогов - высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Интерес к внутреннему миру обучающихся» предполагает: умение составить устную и письменную характеристику обучающегося, отражающую разные аспекты его внутреннего мира; умение выяснить индивидуальные предпочтения (индивидуальные образовательные потребности), возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается; умение построить индивидуализированную образовательную программу; умение показать личностный смысл обучения с учѐтом индивидуальных характеристик внутреннего мира. 18 % испытывают некоторые затруднения в выстраивание педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся.
У 73 % педагогов - «Открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеологизированное мышление педагога)» (открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает свою точку зрения единственно правильной. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции). 27 % частично принимают интерес к мнениям и позициям учащихся.
У педагогов отмечен высокий уровень сформированности таких компетентностей как «Общая культура» (ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни; знание материальных и духовных интересов детей и молодѐжи; возможность продемонстрировать свои достижения), «позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе» (осознание целей и ценностей педагогической деятельности; позитивное настроение; желание работать; высокая профессиональная самооценка) и «эмоциональная устойчивость» (в трудных ситуациях педагог сохраняет эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки; педагог не стремится избежать эмоционально напряжѐнных ситуаций) отмечен также у 80% участников проекта.
Средний уровень сформированности такой базовой компетентности как «Умение перевести тему урока в педагогическую задачу» предполагает: знание образовательных стандартов и реализующих их программ; осознание единства темы урока и цели урока; владение конкретным набором способов перевода темы в задачу и отмечен у 64% педагогов, 36% испытывают некоторые затруднения.
У 55% педагогов высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Умение обеспечить успех в деятельности» (знание возможностей конкретных учеников; постановка учебных задач в соответствии с возможностями ученика; демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам). «Компетентность в педагогическом оценивании» (знание многообразия педагогических оценок; знакомство с литературой по данному вопросу; владение различными методами оценивания и их применение). «Умение превращать учебную задачу в личностно значимую» (знание интересов обучающихся, их внутреннего мира; ориентация в культуре; умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов). «Умение вести самостоятельный поиск информации».
Все педагоги имеют высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в предмете преподавания» (возможности применения получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений; владение методами решения различных задач; свободное решение задач ЦТ, олимпиад).
«Компетентность в методах преподавания» (обеспечивают индивидуальный подход и развитие творческой личности на уроках, демонстрируют личностно ориентированные методы образования) применяют
55 % педагогов.
Необходима дальнейшая работа в повышении уровня «Компетентность в методах преподавания» и «Информационной компетентности» (знание нормативных методов и методик; демонстрация личностно ориентированных методов образования; наличие своих находок и методов, использование новых информационных технологий; использование в учебном процессе современных методов обучения).
свернутьС 2022/2023 учебного года в государственном учреждении образования «Средняя школа № 12 г.Витебска имени Л.Н. Филипенко» реализуется республиканский инновационный проект «Внедрение модели формирования метапредметной компетентности обучающихся в условиях информатизации образования (вторая ступень общего среднего образования)». Работа коллектива школы по реализации инновационного проекта направлена на решение задач путем проектирования собственных метапредметных учебных ситуаций и познавательных заданий на уроках с использованием цифровых образовательных ресурсов. Определена творческая группа педагогов-инноваторов, которые будут в новом учебном году строить свою образовательную практику с учетом инновационного проекта. В целевую группу инновационного проекта вошли учащиеся V – IX классов.
05.09.2022 г. педагоги, включенные в инновационную деятельность, приняли участие в семинаре-практикуме «Исследовательская деятельность педагога в рамках реализации инновационного проекта». Для решения поставленных задач в рамках реализации проекта учителями были определены индивидуальные темы исследований и методические продукты, которые должны быть созданы в течение 2022/2023 учебного года.
свернуть
19 декабря в учреждении образования прошел семинар-практикум «Метапредметный урок в условиях информатизации образования». На данном семинаре педагогами были разработаны критерии, структура занятия, ориентированного на достижение метапредметных результатов.
![]() |
![]() |
29 декабря в учреждении образования прошел педагогический совет «Формирование метапредметных компетенций обучающихся в условиях цифровизации образования». Участники педагогического совета рассмотрели характеристики занятия, решающего метапредметные задачи, познакомились с различными формами и методами организации такого занятия. Педагогами были рассмотрены образовательные технологии как одно из средств достижения метапредметных результатов обучения. В работе педагогического совета приняла участие консультант инновационного проекта Гелясина Е.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательного менеджмента Витебского государственного университета имени П. М. Машерова.